«США, опираясь на российский опыт, решили превзойти отечественные боевые машины…
Вертолеты будущего, вероятно, будут иметь пару винтов противоположного вращения и задний толкающий пропеллер. Данная конфигурация сделает машины быстрее, чем их современные аналоги, сохранив маневренность и удобство для полета. Вертолеты данной конструкции быстро созревают и начнут поступать на службу в американскую армию не в столь отдаленной перспективе. Об этом сообщает издание ADBR.
Как пояснил один из менеджеров компании «Сикорский» (США) Ричард Кучерави, Соединенные Штаты пришли к выводу, что для успешного ведения будущих боев вертолеты нуждаются в большей дальности полета и более высокой скорости, сохраняя при этом свою смертоносность».
Мы полагаем, что конечным образцом для винтокрылых машин станет полностью маневренный вертолет, который летает со скоростью выше 220 узлов — пояснил Кучерави. При этом демонстратор X-2 выдал 250 узлов (475км/ч). («США решили превзойти Ка-52», «Военное обозрение»).
Оно и понятно:
«Зрелищный инцидент, которые не так давно произошел на территории Сирийской Арабской Республики, буквально взбудоражил умы американского офицерского состава.
По словам Томаса Хариссона, военнослужащего Соединенных Штатов, несколько военных потеряли надежду и уже были готовы бежать, однако неожиданностью для всех стал ударный вертолет ВКС РФ.
Данный случай произошел во время операции правительственных сил Сирии против незаконных вооруженных формирований. Тогда поддержку с воздуха бойцам Асада оказывала российская авиация. В один момент был отдан приказ о перенаправлении нашей ударной группировки в другое место, так как командование признало более перспективным наступление по этому направлению и силы были брошены туда.
Без «воздушного щита» бойцы САР не смогли оказать должного сопротивления террористам и оказались в окружении – в их рядах началась паника. Солдаты бросали оружие и пытались спастись бегством. Боевики же в свою очередь почувствовали боевое воодушевление и начали решительное наступление.
О ситуации, разумеется, экстренно доложили, и совершенно внезапно для всех над полем боя «воспарил» ударный вертолет нового поколения Ка-52 ВКС РФ «Аллигатор», являющийся логичным продолжением легендарной «Черной Акулы». Пыл противника был остужен за несколько секунд: боевики быстро окопались, а потом и вовсе отступили.
Неприкрытая мощь винтокрылой машины дала бойцам Асада силы и подняла их боевой дух. Подразделения снова перешли в наступление.
Американский журналист Чак Броуслер впал в ступор, как действия всего одного экипажа «Аллигатора» переломили ход боя практически на всем фронте. В завершении он признал, что русские вышли на абсолютно новый уровень в развитии своей армии».
Гордиться бы нам, да американцы уже перегоняют: у них соосные высокоскоростные вертолеты в железе и проходят испытания,
Теоретически у нас в 2015году уже должен был появиться опытный высокоскоростной вертолет Ка-92. Ан, нет! Генеральные конструкторы МВЗ на скору руку произвели на свет антипроект девяностовторому: Ми-Х1 и прописали ему скорость аж 520к/ч, против 460к/ч. у Ка-92. Конечно, с таким «преимуществом» Ми-Х1-му от правительства В.В. Путина — зеленый свет! Таким образом реальный проект Ка-92 был отодвинут от финансов, а проект Ми-Х1, коль он фальшивый, то и годился только для различных выставок в макетном исполнении, поэтому наши летчики продолжают летать и сегодня на древних Ми-8 и Ми-24/28. Зато в информационном пространстве — Россия в расцвете вертолетного прогресса:
«Объединение «Вертолеты России» предложит военному ведомству технические решения, позволяющие увеличить скорость винтокрылых машин, передает ТАСС сообщение главы компании Андрея Богинского» (Военное обозрение 10 сентября 2018).
Сразу подумалось, что А. Богинский имеет в виду вертолет Ми-28НМ, для которого по заявлению управляющего директора предприятия «Роствертол» Петра Мотренко: «…создаются новые лопасти несущего винта, которые позволят увеличить крейсерскую скорость вертолета на 13%, а максимальную, которая сейчас составляет 340 километров в час, на 10 процентов» (04.07.2016 РИА Новости),
т.е. 340км/ч. + 34км/ч.(10%) =374км/ч.
Вот это скорость! Дух перехватило! Но по жизни он и 340к/ч. сможет развить только на крутом пикировании по причине слишком большого лобового сопротивления, скопированного с «Апача», а сзади высоким скоростям мешает здоровенный хвостовой винт, гордо поднявшийся над хвостовой балкой, стараясь скрутить её через высокую концевую балку, при этом не слабо придавливая их обе к низу!
Но далее выясняется, что Наиглавнейшему по вертолетостроению, который по своей профессии далек от вертолетов, но близок к финансам — важнее «летающие лаборатории» (Л.Л.): «работа по этой теме носит системный характер и, скорее всего, потребует создания летающей лаборатории», сказал А. Богинский (Военное обозрение 10 сентября 2018).
Какая такая «ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» — знаем по Ми-24, которой гарантировали в июне 2016года V=450к/ч, но достигла только 400км/ч. и опять только со слов того же Наиглавнейшего, хотя в реалии и до 390км/ч. вряд ли дотянет. А у Ка-50 скорость = 390км/ч. — допустимая в эксплуатационных условиях, а на пикировании летчики-испытатели достигли скорости = 450км/ч. (Ка-50. Википедия), что указывает на его хороший модернизационный потенциал по скоростным характеристикам, так что при соответствующем заказе от МО и достойном финансировании — уже летали бы наши Ка-52 со скоростями 400км/ч. и более!
Можно с уверенностью предположить, что финансируй КБ «Камов» на должном уровне — уже сегодня несущие винты «Аллигаторов» имели бы жесткие лопасти, а сами вертолеты — дополнительные пропульсивные винты и наши боевые летчики не ползали бы на скоростях середины прошлого века под прицелами боевиков, а проносились бы над ними так, что они и «глазом не успевали бы моргнуть»! Напомню, что с прошловековыми скоростями полета боевых вертолетов крестьяне Югославии и Ирака умудрились сбить по «Апачу» из винтовок и вот недавнее тому подтверждение:
«2018-09-13 Над Сирией был сбит вертолёт Ми-8. По сообщениям источника, что подтверждают представленные фотографии, сегодня днём в сирийской провинции Хама был сбит вертолёт Ми-8. Речь идёт о винтокрылой боевой машине принадлежавшей ВВС Сирии, которая, согласно предварительным данным, осуществляла мониторинг за позициями боевиков и вооружённой оппозиции в провинции Идлиб, но было обстреляно из автоматического оружия» (avia.pro/news/).
У вертолетов «Ми» самое уязвимое место — хвостовая балка, на которую броню не оденешь даже боевому вертолету, а нагрузки от хвостового винта несет очень высокие: момент на излом + крутящий момент с накладкой вибрационных нагрузок от того же хв. винта, поэтому боевики, начиная с афганской войны, пропускают вертолет мимо и бьют сзади по хвостовой балке, помогая хвостовому винту отломить её от фюзеляжа!
Невольно возвращаемся к уникальному КБ «Камов», который вместо Ми-8 еще в прошлом веке предлагал вариант военно-транспортного вертолета:
«В 1969 г камовцы предложили принципиально новый проект боевого вертолета В-50. Эта машина должна была иметь продольное расположение двух несущих винтов, находившихся в одной плоскости и вращавшихся навстречу друг другу, при этом синхронизация вращения исключала перехлест лопастей — расчетная скорость машины составляла 400 км/ч».
Посмотрите, как неуклюже наши десантники чувствуют себя при посадке в вертолет Ми-8.
И сравните посадку десантников в вертолет без хвостового винта.
В вертолете В-50 посадка и высадка десантников была бы аналогичной. Не менее удобной будет посадка и в вертолет соосной схемы Ка-32-10АГ, да и скорость полета у этого вертолета выше скорости Ми-8, что вместе с более быстрой загрузкой десантников ускорит помощь пехотинцам, ждущим поддержку, а сэкономленные минуты в боевых условиях могут оказаться решающими. Но «эффективных» менеджеров такие «мелочи» не интересуют, потому что их души, как мне кажется, греют вертолеты «Ми» по Козьме Пруткову: «Хоть моя команда и слабосильна, зато в кармане моем обильно»! Получается и Министерству Обороны тоже «до лампочки», что под завязку экипированным воинам приходится горбатиться при согнутых коленях в дверях «восьмерки», да потом еще и время полета увеличенное, потому что Ми-8 не способен держать современную скорость. И если такие недостатки как-то терпимы, то уж никак не вяжется с современностью, когда в момент приземления порывом ветра вертолет Ми-8 может завалить на бок, или еще хуже — стащить в ущелье, как это случилось весной этого года в Чечне:
«ТАЛЛИНН, 7 мар — Sputnik. Как рассказал Кадыров, вертолет снизился, чтобы высадить людей. Но когда Ми-8 завис в двух метрах от земли, произошел резкий порыв ветра, который и привел к авиакатастрофе, жертвами которой стали шесть человек».
Соосный вертолет в подобных случаях под действием того же порыва ветра просто разворачивается вокруг своей оси против ветра и экипаж уверенно производит посадку в нужном месте!
Канцлер Бисмарк: «На своих ошибках учатся только дураки»! А наше Министерство Обороны видимо и на своих ошибках не желает учится, повторно выдавая заказы на боевые вертолеты отставшим от жизни конструкторам МВЗ, да ещё и через посредников с громким названьем «Вертолеты России», где вертолетостроением руководят люди не от авиации, а «кухарки», для которых оборона Государства –вероятно, просто прикрытие для личного обогащения! Вертолеты «Ми» устарели давно и всем скопом: у них очень большое лобовое сопротивление, которое требует повышенного расхода топлива, что уменьшает дальность полета и полезную загрузку; они очень чувствительны к направлению и скорости ветра, что иногда приводит, в лучшем случае, к поломкам вертолетов; у них очень опасный хвостовой винт от взлета до посадки! На выставке 2007года Президенту В.В. Путину генеральный конструктор С.В. Михеев подарил модель высокоскоростного вертолета Ка-92, но этот проект не финансируется изначально и похоже намеренно, чтобы дать время американцам вырваться вперед, что они и делают!
При этом конструкторы МВЗ с «эффективными» менеджерами стараются показать себя очень нужными Государству, выпячивая следующую «модернизацию» в словесной трескотне, как некое высочайшее достижение в совершенстве техники:
«Тем не менее, инженеры не останавливаются так как стагнация — предшественник регресса и, продолжают модернизацию своих «воздушных танков». Например, недавно в «сеть» просочилась информация о том, что «тридцать пятых» (Ми-35) оснастили системой «Вихрь-М», в которой наведение ракеты на цель реализовано за счет лазерного луча. Таким образом, «Вихрь-М» — это своеобразная «карающая длинная рука«, которая дает возможность выводить из строя даже самые защищенные танки противника на дистанции порядка 10 км. («Карающая длань» Ми-35 /vk.com/club).
Этот самый «Вихрь-М», как устаревшую систему, на Ка-52 «уже заменяют на противотанковую ракету «Гермес-А». У неё больше бронепробитие — до 1000 мм брони и в два раза больше дальность стрельбы — 20 километров…
У «Аллигатора» поменяют систему обнаружения и наведения на цель. Это будет радиолокационная станция «Жук-АЭ» (zen.yandex.ru).
И модернизация бывает необходима, когда у данного типа имеются не до конца использованные возможности, а новых образцов в серии ещё нет. У всех вертолетов «Ми» давным–давно использованы все модернизационные резервы, поэтому никак не могу понять: чем провинились российские десантники, что в наше-то время их продолжают заталкивать в очень неудобные и малоскоростные вертолеты Ми-8, когда давно можно было запустить в серию более совершенный и более дешевый вертолет Ка-32-10АГ, а потом и высокоскоростные Ка-92 и Ка-102. Или Россия избыточно богата, когда можно через «Рога и копыта» тратить миллиарды денег в пустую: от милевцев с 80-х годов прошлого века не вышло ни одной новой модели, но в заверениях не скупятся на бравурные обещания и не стыдятся заранее не выполнимых проектов: сначала на ложном Ми-Х1 достичь скорости 520к/ч.; потом гарантировать крейсерскую скорость на таком же мифическом «Rachel» в 370к/ч; потом достичь в июне 2016 года скорости на Ми-24 «летающая платформа» =450к/ч, получая на это миллионы и миллиарды рублей:
«Россия потратит на разработку перспективного скоростного вертолета около 7,5 млрд рублей. Об этом в ходе пресс-конференции заявил заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Средства будут выделены из государственного бюджета, разработку также будет финансировать холдинг «Вертолеты России»». (На создание скоростного вертолета выделят 7,5 млрд. рублей 15.05.2014 гminprom.gov.ru)
Ни один проект не выполнен, денег нет, нет и никого в ответе.
Считаю необходимым и в срочном порядке восстановить Министерство авиационной промышленности, где должности должны занимать специалисты и, соответственно нести ответственность перед Государством за выпускаемую продукцию, спрашивая с Генеральных конструкторов за проекты, которые обязаны исполняться в срок и качественно, а не сырой Ми-28Н, который на вооружение поставил экс. министр обороны С. Иванов, а потом главком ВКС В. Бондарев эти недоработанные вертолеты ещё и отправил на войну в Сирию.
«Курам на смех»
По словам А.Богинского, холдинг продолжает планомерно выполнять контракт с Минобороны РФ о разработке концепции скоростного боевого вертолета (СБВ).
«Мы работаем по контракту с министерством обороны РФ о выборе концепции. Контракт завершается в конце этого года, соответственно, идём в рамках технического задания. Всё представим нашему заказчику», — отметил глава «Вертолетов России».
В ноябре 2017 года А.Богинский сообщил журналистам, что в 2018 году холдинг представит Минобороны РФ две концепции перспективного скоростного вертолета.
«Над этим проектом работает два конструкторских бюро, а потом заказчик выберет более предпочтительное решение», — сказал он» (25.05.2018 vpk.name).
Камовцы уже в 1969 году предложили конкретный проект скоростного вертолета В-50, а в 2007году – высокоскоростной соосный Ка-92; у американцев современные вертолеты испытываются только соосными, а «эффективные» менеджеры никак не определяться с концепцией, оправдывая свою аферу со лжепроектом Ми-Х1.
«Кухаркам» из «Вертолеты России» подсказываю реальные концепции высокоскоростных вертолетов России: Ка-92 и Ка-102, потому что проект Ми-Х1 уже на скорости 450к/ч. перевернется вверх тормашками с дальнейшим неуправляемым падением.
Для наглядности читаем коротенькие формулы из схемы Сызранского ВАУЛ.
По бокам еле заметные пояснения:
С левой стороны: V=90⁰
W= R + V
C правой стороны: V=270⁰
W=R– V, где:
W- суммарная скорость набегающего потока на лопасть;
R – окружная скорость лопасти;
V – скорость полета вертолета (скорость встречного потока).
«Из формулы видим, что сила тяги лопасти — величина переменная и зависит от азимута. Максимальное значение она приобретает в азимуте 90°, когда величина окружной скорости складывается со скоростью полета, минимальное значение — в азимуте 270°, когда скорость полета вычитается из окружной скорости» (из лекции).
Скорость вращения конца лопасти ~800км/ч, а скорость полета вертолета примем за обещанную на «Л.Л.» =450км/ч. и для Ми-Х1 =520км/ч.
Итого: с левой стороны скорость набегающего потока на лопасть = 800км/ч. + 450км/ч. =1250км/ч., а с правой стороны соответственно: 800км/ч. – 450км/ч. =350км/ч. При такой разнице скоростного потока в подъемных силах лопастей правой и левой сторон несущего винта возникнет такой правый кренящий момент, что не хватит никакой ручки управления на его компенсацию и вертолет начнет заваливаться с последующим неуправляемым падением.
Судя по ранее предложенным концепциям современных скоростных вертолетов генеральные МВЗ свои навыки утратили, поэтому поистине реальными схемами в нашей вертолетной индустрии изначально и по сей день являются Ка-92 соосной схемы и Ка-102 продольной схемы, и у военных давно не должно быть каких-либо сомнений в выборе других концепций по высокоскоростным вертолетам; а кандидату наук по экономике А. Богинскому тем более не следует зарабатывать рак мозгов в поисках этой самой концепции «в рамках технического задания»: она в проекте Ка-92 ждет «своего часа» с 2007года! И очень жаль, что у нас во внутренней политике Государства практически отсутствует Президент, а так он обязательно бы вспомнил про подаренный макет Ка-92!
А конструкторам МВЗ пора заняться заменой давно устаревшего Ми-26 на современный, более экономически выгодный вертолет. Возможностей у них для этого предостаточно и в первую очередь — финансовых, к тому же после великого М.Л. Миля есть и образец подражания: В-12!
В заключении хочется напомнить, что «Вертолёты России» подписали контракт с Минобороны РФ на формирование концепции скоростного боевого вертолёта — свои варианты этого проекта разрабатывают как в конструкторском бюро «Миля», так и «Камова» (02.10.2018г. vpk-news.ru/news).
Поэтому не хотелось бы видеть от КБ МВЗ очередной, безграмотной дури типа «Ми-Х1» как повода заморозить и следующий проект конструкторов «Камова», конечным результатом чего может являться только угодничество фирме «Сикорский»!
Что касается КОНВЕРТОПЛАНА, то на мой взгляд, он может быть предложен нашим ВВС только с целью подрыва и без того хилой экономики России! Летает он чуть быстрее Ка-102, возит в разы меньше, а цена в разы больше! У милевцев должен быть высокоскоростной проект типа «Еврокоптер Х3», потому что это чисто российская схема вертолета и считаю, что отдавать её иностранцам – это преступление против России!!!
Виталий Беляев специально для Avia.pro