Вертолет Ка-32 применяется в гражданских целях с учетом эксплуатации с палубы корабля. Этот аппарат представляет собой следующую ветку развития вертолета Ка-27ПС. Изначально планировалось использовать его в качестве разведывательного летательного вертолета в экстремальных для человека условиях Арктики вне зависимости от времени суток. Но со временем инженеры из ОКБ решили, что Ка-32 можно эксплуатировать и для других целей. Став многопользовательской воздушной машиной, он смог:
-
применяться для спасательных и поисковых работ;
-
осуществлять транспортные перевозки;
-
помогать при крановых работах во время монтажа или установки оборудования;
-
вывозить дорогую древесину в случаях отсутствия проходимых дорог;
-
патрулировать границы государства или важные объекты.
В программу проекта входила установка бортового ЭВМ, обзорного РЛС, пилотажно-навигационного комплекса, оборудования спецпредназначения, противообледенительной системы. Для выполнения ледовой разведки максимальная продолжительность полета должна составлять не менее чем 4,5 часов, а во время крановых работ и транспортных перевозок необходимая грузоподъёмность составляет четыре тонны внутри кабины и снаружи пять тонн (на подвеске). Вертолет способен пролететь 300 км с крейсерской скоростью 220-230 км/ч при перевозке груза весом три тонны внутри кабины.
Благодаря тому, что вертолет невоенного предназначения, а это значит, что на борту отсутствует необходимое оборудование, внутри фюзеляжа разместили топливные баки, разную технику для гражданского применения, и увеличилась общая грузоподъёмность.
Ка-32 начали разрабатывать еще в 1969 году, и только через четыре года в конце декабря произошел первый опытный полет с летчиком-испытателем Е. Ларюшиным на борту. Спустя шесть лет после проведения всех необходимых проверок и испытаний в воздух поднялся первый серийный экземпляр.
На данный момент Ка-32 успешно используется на большей части континентов мира. В 1983 и 1985 году эта машина установила семь мировых рекордов. Во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 86 году именно этот вертолет делал дозиметрическую разведку (на высоте 250 м с вертолета опускали датчик в вентиляционную трубу непосредственно аварийного блока). Этими авиационными агрегатами успешно пользуются в Канаде, Алжире, Малайзии, Бразилии, Корее, Швейцарии и многих других странах мира. В Южной Корее в пограничных войсках в эксплуатации находится более 40 Ка-32.
Данный вертолет имеет ряд преимуществ благодаря отсутствию рулевого винта. Поскольку схема модели соосная, отсутствующий винт приводит к уменьшению габаритов, веса и упрощает путевое управление. Помимо прочего, 10-12% мощности двигателя, ранее уходившей на эксплуатацию рулевого винта, переходит на потребности подъёмной силы. Энерговооруженность повышена, а значит, что и перевозка, и грузоподъёмность стала более высокой. Управляющие силы и моменты этой схемы создаются винтами соосной системы. Именно этим определяется высокая маневренность и управляемости, а также низкие ограничения на малой скорости.
Особо ярко соосная схема зарекомендовала себя в плане использования наружной подвески (выполнение монтажно-строительных, погрузочно-разгрузочных работ, обслуживание глубоких буровых установок и поисково-спасательные операции). Конструкция вертолёта сложная, однако это приводит к отличным летно-техническим качествам. По маневренности среди рабочих многопользовательских вертолетов Ка-32 не имеет конкурентов.
Габариты составляют 16 метров. Общая конструкция позволяет использовать вертолет в разных погодных и климатических условиях, а также на любом континенте. Вертолет может работать и днем, и ночью, способен садиться на аэродромах и плохо подготовленных площадках, приспособленных кораблях и морских установках бурения скважин. Лопасти могут складываться, что в свою очередь приводит к уменьшению габаритов в пять раз.
Безопасность во время полета обеспечивается за счет дублирования основных систем, двухдвигательная силовая установка обеспечивает горизонтальный полет, безопасную посадку. Если вертолет совершил вынужденную посадку на воду, приводнение становится безопасным (медленным), что дает время покинуть вертолет. Это возможно с наличием баллонетов. Для транспортировки людей (13 мест или 9 в санитарном варианте) на вертолете не предназначено комфортных кресел и скамеек, однако Ка-32 может с легкостью перевезти пять тонн малообъёмного груза на подвеске. Помимо собственного веса в 6600 кг, вертолет может перевести до 5000 кг.
Из-за соосного расположения винтов ограничение по попутному и боковому ветру составляет 10 м/с. Также, вне зависимости от превышения этого ограничения, управление вертолетом не теряется. Данная специфика просто-таки необходима при полетах в горной местности.
Противообледенительная система гарантирует работу вертолета в условиях тумана, снега, дождя, обледенения (до -23 градусов), в условиях шторма или в местах выполнения работ с высокой точностью. Для запуска двигателей не требуется никакого стационарного оборудования. Запуск может обеспечиваться на высоте до 3000 метров и при условиях температур от минус сорока до плюс сорока по Цельсию.
Мощное САУ, установленное на Ка-32, позволяет совершать ряд различных видов полета в автономном режиме: полет по запланированному маршруту, висение над водой и сушей, заход на посадку вне зависимости от траектории полета. Отдельные модификации используются в рядах МЧС для тушения пожаров. За один раз, благодаря установленной противопожарной системе, вертолет может вылить на пылающий участок от трех до пяти тонн воды. Установленная водяная пушка способствует тушению точечных очагов. А наличие аварийной лебедки обеспечивает подъем груза до 300 кг.
Отдельно созданные модификации Ка-32 могут перевозить груз до семи тонн. На данное время созданием вертолетов по соосной схеме занимается лишь ОКБ Камова.
Конструкция Ка-32
Двухвинтовой вертолет соосной схемы с наличием двух ГТД и шасси четырехопорного типа. Полумонококовый фюзеляж создан из алюминиевых сплавов. Кабина экипажа двухместная, расположена в носовой части. Грузовой отсек отделен от кабины экипажа перегородкой, имеет в наличии 16 откидных мест вдоль бортов. Входы в кабины осуществляются таким образом: к экипажу с двух бортов, а в грузовой отсек по левому борту через дверь сдвижного типа. Для крепления разных, но малогабаритных грузов в кабине установлены швартовочные узлы. Внешняя подвеска вмонтирована в ферму в грузовом отсеке. Имеет весоизмерительное устройство.
Прямоугольной формы стабилизатор с установленными двумя килевыми шайбами представляет хвостовое оперение. На шайбы установлены большие рулевые направления – обеспечивает путевую устойчивость. Конструкция шайб и стабилизатора каркасная, сделана из композитных материалов и алюминиевого сплава.
Четырехопорное шасси не убирается. Представлено в форме пирамиды с наличием двухкамерных масляно-воздушных амортизаторов с низким и высоким давлением. Самоориентирующиеся передние опоры находятся под давлением 0,58 Мпа. Главная опора – 1,08 Мпа. Некоторые модели модифицируются установленными лыжами или аварийными надувными баллонетами.
Трехлопастные винты соосной схемы шарнирно крепят к вертолету лопасти (способны складываться). Лопасти модифицированы по профилю NACA 230, представлены в форме прямоугольника. Лонжероны изготовлены из КМ стеклопластиковой основы, которые усилены углеродными волокнами. Лопасти оборудованы регулирующими триммерами. А благодаря титановым втулкам уровень вибрации и колебания сведены к минимуму на разных скоростях.
Силовая установка представлена двумя ГТД с турбиной ТВЗ-117 и системой автоматической регулировки двигателей. Контроль режимов и общей работы двигателей осуществляется указателем режимов на доске приборов. В случае отказа запуск производится автоматически благодаря вспомогательной установке. Главный редуктор двухступенчатый, планетарного образца, с двумя муфтами свободного хода. Снабжен тормозом несущего винта и системой охлаждения.
Ка32 — транспортный средний вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными моторами и неубирающимися шасси.
Ка-32 — гражданское развитие спасательного поискового вертолёта Ка-27ПС, который разработан ОКБ им. Камова Н. И., учитывая успешную эксплуатацию семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.
Вертолет Ка-32 фото.
Вертолёты Ка32 с 1985 производятся серийно ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 произведено более 160 вертолётов Ка32 в разных модификациях.
Вертолет Ка-32 фото кабины.
В 2013 заключается соглашение с китайской корпорацией «Итун» о возможности монтажа вертолётов Ка32А11BC в Китае.
Характеристики вертолета Ка-32:
-
Диаметр несущих винтов:15,9м
-
Высота вертолёта:5,45м
-
Длина:12,217м
-
Ширина:3,805м
-
Угол наклона вала несущих винтов:+4°30′ (вперед)
-
Наименьший взлётный вес:7200кг
-
Наибольший взлётный вес:11000кг
-
Наибольший полётный вес с грузом на внешней подвеске:12700кг
-
Наибольший вес груза в грузовой кабине:
-
Ка-32С:3300кг
-
Ка-32Т:3500кг
-
Ка-32А:3700кг
-
Наибольший вес груза на внешней подвеске:5000кг
-
Наибольшая скорость:260км/ч
-
Скорость полета на наибольшую дальность:200км/ч
-
Скорость полета на наибольшую продолжительность:120км/ч
-
Практическая дальность:800км
-
Максимальная скороподъемность:15м/с
-
Практический потолок:5000м
-
Статический потолок:3500м
-
Наибольшая высота площадки для взлёта и посадки с выключением основных двигателей:3000м
Вертолет Ка-32. Галерея.