Ка-56 – это сверхлегкий вертолет. Необходимость в подобных летательных аппаратах возникла еще в 40-х и 50-х годах. Весь мир активно искал решение создания данных вертолетов. В Советском Союзе к этой работе приступил Н.И. Камов.
Под руководством Николая Ильича в 1946 году был спроектирован и создан первый в СССР одноместный Ка-8 под названием «Иркутянин». В Тушино в июле 48 года на проведении воздушного парада был впервые представлен данная модель. Журналисты прозвали его «воздушный мотоцикл». Вертолет сконструировали по соосной схеме главных несущих винтов. Также был установлен двигатель мощностью 38 л.с.
После проведения испытательных полетов генсек компартии СССР был очень удивлен столь удачной моделью и поручил Н. Камову создать на базе Ка-8 одноместный вертолет разведывательного характера. Правда, основной задачей его было наблюдение и поддержка связи для кораблей ВМФ. Из-за этого появилась необходимость в создании нового ОКБ имени Камова (1948 год). Спустя некоторое время инженеры сконструировали новую, намного улучшенную модель Ка-10. Для этого вертолета запросили авиационный поршневой двигатель АИ-4Г производства известного конструктора Иванченко А.Г.
Отличное аэродинамическое качество вертолета обеспечивается за счет соосной схемы несущих винтов. Рулевой винт напрочь отсутствует. В свою очередь аэродинамическая симметрия системы главных винтов исключала переплетение связи во всей системе управления. Она обеспечила простоту управления техникой, пилотирование, увеличивала маневренность на низких высотах и установила малый уровень вибрации вертолета. Благодаря такой схеме (соосной) и проведенным испытаниям конструкторы и инженеры из ОКБ значительно облегчили себе задачу по решению проблемы вибрации в воздушных машинах.
Спустя двадцать лет, а именно в 1971 году, правительство своим решением поставило задачу ученым из ОКБ разработать сверхлегкий одноместный вертолет для интересов ВВС Советского Союза. В свою очередь разрабатывать проект доверяют Фомину С.И. (заместителю главного конструктора). Одним из главных требований к аппарату было сконструировать его таким образом, чтобы вертолет мог компактно складываться в цилиндрический контейнер диаметром, не превышавшим 500 миллиметров. Это было необходимо для легкой и быстрой транспортировки одноместного аппарата.
Размещение вертолета ограничивалось подводными и надводными судами. Из транспортировочного в эксплуатационное состояние вертолет должен был приводиться в течение 15 минут и всего лишь одним человеком. Также немаловажным условием было самостоятельное техническое обслуживание модели на большой дистанции от места дислокации в условиях длительного использования. Эти требования сразу же обрисовали макет будущего военно-воздушного одноместного вертолета – аппарат малой и легкой формы с возможностью складывания и без большого количества отделяемых элементов всей компоновки.
В период с 1956 по 1957 год в Америке был проведен конкурс на создание одноместного вертолета. Испытание прошли одновинтовой «Хиллер» и соосный «Гиродайн». По их опыту наши конструкторы начали поиск возможных вариантов решения компоновки вертолета. В результате ни один ОП этого класса не попал в серийное производство из-за ряда явных проблем. Единственным плюсом одноместных вертолетов была их легкая разбираемость.
Коллективом ОКБ было решено создать на базе Ка-10 новый сверхлегкий воздушный аппарат по схеме складного угла. Его назвали Ка-56 «Оса». Он отличался от аналога установленным роторно-поршневым двигателем с воздушным охлаждением, а также соединением колесного шасси с упругой хвостовой опорой.
Многие задачи были решены благодаря применению роторно-поршневого двигателя. Помимо использования обычного автомобильного топлива, решались проблемы габаритов, а значит и транспортировки. В то же время обычный поршневой мотор был менее равномерным в работе и имел повышенный уровень вибрации и шума. Также намного хуже запускался при низких температурах. Новый мотор был менее зависим от обеспечения топливом и маслом на рубежах, отдаленных от мест постоянного базирования.
Во время конструирования будущего ОП был создан полномасштабный вертолетный макет. На нем с учетом всех мелких подробностей отрабатывались основные решения по вопросам компоновки и способ складывания узлов агрегатов или вертолетных элементов. Опытный образец включал в себя все основные модули: двигатель, соосную несущую систему, редуктор, управление и топливный бак. Узлы складываемых элементов были сделаны по схеме кинематических одноподвижных пар. И это было конструктивно, поскольку было шесть пар, которые обеспечивали весь процесс раскладывания и складывания вертолета в полное эксплуатационное положение.
Всего лишь четыре лопасти несущего винта соосной схемы были отделяемыми элементами всей конструкции. Стыковка лопастей производилась быстроразъемным пальчиковым комплектующим с пружинной задвижкой, выполнявшей роль фиксатора. За исключением лопастей, остальная несущая система и механизм управления вертолетом не нуждались в регулировочных работах после развертывания вертолета для эксплуатации. И благодаря проведенной работе по отработке конструкции вертолета инженерам удалось достичь положительных результатов с затраченным временем на сбор или разбор вертолета из укомплектованного для транспортировки в готовый к эксплуатации. Общее время для этого мероприятия ограничилось 10 минутами с использованием одного человека (пилота).
Мощность поршневого двигателя составляла 40 л.с., но это ни в коем случае не повлияло на полезность воздушной машины. Общая взлетная масса составила 220 кг, а поднять в воздух, помимо ее, вертолет мог 110 кг груза. Одноместный вертолет мог взлететь до отметки 1700 км, общее преодолимое расстояние составляло 150 км, а максимальная скорость доходила до 110 км/ч.
Но вертолет не попал ни на летные испытания, ни, соответственно, в серийное производство. Проблема возникла из-за отсутствия в стране авиационного двигателя роторно-поршневого типа для малой мощности.
Ка-56 характеристики:
Модификация |
Ка-56 |
Масса, кг пустого |
110 |
Масса, кг нормальная взлетная |
220 |
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х 40 |
Максимальная скорость, км/ч |
110 |
Практическая дальность, км |
150 |
Практический потолок, м |
1700 |
Экипаж, чел |
1 |
Вертолет Ка-56. Галерея.