McDonnell Douglas – американская авиастроительная корпорация, офис которой базируется в городе Сент-Луис, штат Миссури. Данное авиапредприятие стало одним из крупнейших в мире по производству самолетов военного назначения, а также по выпуску коммерческих пассажирских самолетов. 25 лет назад это был один из крупнейших подрядчиков, который выполнял космические и оборонные заказы.
Согласно данным 1988 г. 70% продаж компании были представлены выполнением государственных заказов. На тот момент объем продаж составлял 15,1 млрд. $, чистая годовая прибыль − 350 млн. $, число работников – около 121 000 человек.
Корпорация McDonnell Douglas – третья по масштабам компания, которая производит самолеты. Штат корпорации состоит из более чем 63 000 сотрудников, работающих в различных подразделениях по всему миру.
В 1996 году произошло слияние McDonnell Douglas с компанией Boeing под общим названием Boeing Company, которая теперь является крупнейшей аэрокосмической корпорацией мира.
Официальный сайт: http://www.boeing.com/
История McDonnell Douglas
Начало существования McDonnell Douglas датируется 1967 г., когда произошло слияние двух компаний, производивших авиационную технику: «Дуглас Эйркрафт» и «Макдоннел Эйкрафт».
Douglas Aircraft как компания создана еще в далеком 1920 г. Ее основателем был инженер Дональд Дуглас. Этим предприятием выпущено на свет огромное количество качественных самолетов, в частности легендарный авиалайнер DC-3, появившийся на авиатрассах в 1935 г. Он, благодаря особенностям своей эксплуатации и приемлемому расходу топлива, сделал рентабельными пассажирские авиаперевозки. До начала Второй мировой войны в мировом парке коммерческих авиалайнеров доля DC-3 составляла около 80 %.
В 1953 г. коммерческие полеты стал выполнять Douglas DC-7 – одна из первых машин, способных совершать перелеты без посадки практически по всей территории Соединенных Штатов. Так, на нем можно было перелететь через всю страну с крайней западной к крайней восточной точке, даже двигаясь по направлению против ветрового воздушного потока.
В начале 1960-х серьезно стала развиваться авиастроительная компания «Боинг» – главный конкурент «Дугласа», которая, благодаря своей деятельности, отбирала прибыльные заказы на производство авиатехники, чем сделала своего соперника убыточным предприятием.
McDonnell Aircraft Corporation – корпорация, которая была создана в 1939 г. Ее основателем является инженер Джеймс Макдоннелл. Во времена Второй мировой войны компания была одним из ключевых поставщиков самолетов боевого применения для армии США. Именно этим предприятием были произведены такие известные образцы авиатехники, как реактивные истребители F2H Banshee, F-101 и F-4 Phantom. Также Макдоннеллом были построены капсулы «Джемини» и «Меркурий», которые предназначались для отправки первых американских астронавтов в космос в 1960-х годах.
Когда обе компании слились в единую, возник по-настоящему авиапромышленный гигант, который поставлял боевые самолеты в армии многих стран мира. В стенах компании McDonnell Douglas был разработан и стал выпускаться истребитель F-15 Eagle – основной боевой самолет ВВС США.
1970 г. – компания представила публике пассажирский вариант DC-10.
В космическом оборонном отделении компании «Макдоннелл-Дуглас» работает 11,2 тыс. человек. Производственные мощности находятся в Калифорнии. Подразделение выпускает космическую технику для Министерства обороны США, НАСА и международных производителей космических орбитальных спутников. В лабораториях McDonnell Douglas была разработана линейка ракет-носителей Delta II, важнейшие элементы будущей международной орбитальной станции, компоненты систем термического видения. Также корпорация стала главным разработчиком космической американской станции Skylab, которую запустили на орбиту в 1973 году.
В 1984 году компания выкупила подразделение Hughes Helicopters, которое производило боевые геликоптеры AH-64 Apache. В вертолетном подразделении работает около 2800 человек, его мощности базируются в Аризоне. Здесь были разработаны вертолеты для осуществления огневой поддержки AH-64D Longbow Apache, легкие вертолеты MD 500, MD 600, двухтурбинные опытные варианты вертолетов, комплектующиеся системой NOTAR. Коммерческие вертолеты, производившиеся в «Макдоннелл-Дуглас», в 1980-е годы составляли лишь четверть производственных мощностей.
В подразделении, занимающемся выполнением программы C-17 в Лонг-Бич, Калифорния, работали 8400 человек. Здесь занимались постройкой транспортного нового варианта C-17 Globemaster III, предшественниками которого были Globemaster II и Globemaster I.
С завершением холодной войны количество заказов на военную авиатехнику в McDonnell Douglas существенно уменьшилось и для компании пришли тяжелые времена. Обороты корпорации за период с 1990 по 1994 годы снизились на 25 %. Поэтому пришлось переоснащать свои производственные мощности под производство коммерческих самолетов.
В этот период ряд таких машин составили:
-
трехмоторный широкофюзеляжный MD-11, способен перевезти на большое расстояние до 410 пассажиров;
-
небольшой MD-80, самолет ближних и средних магистральных направлений, приступивший к совершению коммерческих пассажирских перевозок в 1980 г.;
-
MD-90 – лайнер средних магистральных направлений, который был выпущен в 1995 г.
Помимо вышеперечисленных, «Макдоннелл-Дуглас» в 1995 г. стала принимать заказы на производство небольшого двухмоторного самолета для обслуживания авиалиний средней и короткой протяженности, который после стал выпускаться корпорацией Boeing как Boeing-717.
В 1996 г. управляющие McDonnell Douglas заявили, что компания не имеет средств для продления работ над широкофюзеляжным пассажирским лайнером следующего поколения. Это существенно уменьшило возможности предприятия на рынке коммерческих лайнеров с жестко конкурирующим составом компаний-производителей.
Сокрушительный удар по корпорации сделало Минобороны США, которое исключило ее из конкурса на проект истребителя последнего поколения для ВВС. Не видя светлых перспектив, владельцы McDonnell Douglas стали проводить переговоры с компанией «Боинг». Под завершение 1996 г. состоялось крупнейшее слияние в истории авиастроения. Компания McDonnell Douglas была поглощена Boeing. Федеральные власти одобрили сделку в 1997 г.
Подразделения McDonnell Douglas
В составе McDonnell Douglas в различное время функционировали такие подразделения:
- McDonnell Douglas Aerospace − оборонное специальное подразделение, выполнявшее оборонное заказы. Время работы — 1939-1996 г.;
- McDonnell Douglas Hughes Helicopters — подразделение, производившее вертолеты. Время работы — 1984-1996 г.
Поршневые |
Dolphin DC-1 DC-2 DC-3 DC-4E DC-4 DC-5 DC-6 DC-7 |
Реактивные |
DC-8 DC-9 (MD-80 MD-90 MD-95) DC-10 (MD-11) |
Отменённые |
DC-7 (Globemaster) DC-7D DC-8 (поршневой) Model 2067 (DC-9) Model 2229 (SST) MD-91X/-92X/-94X MD-12/-XX DC-10-60 |
Истребители |
XP-67 FH-1 F2H XF-85 XF-88 F3H F-101 F-4/F-110 F-15 F-15E F-15 S/MTD F/A-18 CF-18/CF-188 F/A-18E/F YF-23 |
Штурмовики |
AV-8B A-12 |
Учебные |
T-45 |
Военно-транспортные |
C-9 KC-10 YC-15 C-17 |
Военные вертолёты |
XHJH XH-20 XHCH XHRH AH-64 Defender MD 500 MD 600 MD 900 |
Беспилотные |
KDH |
Экспериментальные |
XV-1 X-36 Bird of Prey |
Космические корабли |
Mercury Gemini Skylab |
McDonnell Douglas контакты:
- Boeing Capital Corporation
P. O. Box 3707
Seattle, Washington 98124
206-655-2121 - Boeing Commercial Airplanes
P. O. Box 3707
Seattle, Washington 98124
206-655-1131
Boeing Defense, Space and Security - P. O. Box 516
St. Louis, Missouri 63166
314-232-0232
562-797-2020 (Seal Beach, California)
Employees/Retirees - Contact TotalAccess:
866-473-2016 - Shareholders
Registered shareholders:
1-888-777-0923 - Boeing Phantom Works
P. O. Box 2515
Seal Beach, California 90740
562-797-2020 - Boeing Shared Services Group
P.O. Box 3707
Seattle, Washington 98124
425-865-2121 - Careers
866-473-2016
Ethics Line - Phone: 1-888-970-7171 (Caller ID disabled)