«Для российских десантников создают «летающую БМД»
Александр Пешков 23.08.2018
Машина будет способна перевозить восемь десантников и совершать взлет и посадку в том числе в высокогорной местности.
В России создается перспективный вертолет для Воздушно-десантных войск, сообщил исполнительный директор Московского вертолетного завода имени Миля Сергей Романенко в ходе круглого стола на «Армии-2018».
«Сейчас у нас в рамках рабочей группы с ВДВ сформированы технические требования на «Вертолетную боевую машину десанта». Эта машина на восемь десантников, практически БМД, только в воздухе со всеми возможностями взлета и посадки, в том числе в высокогорных условиях», — сказал Романенко.
По его словам, первые вертолеты начнут поступать в 2026 году, а до этого момента задачи ВДВ будут решать с помощью Ми-8АМТШ-ВН («Звезда»).
Да ведь конструкторы МВЗ такой летательный аппарат уже строили:
Строили, строили… и не построили:
Конструкторам никак не удавалось обеспечить заданную величину взлетной массы вертолета. Вместо форсированного двигателя ТВЗ-117 им пришлось рассматривать другие, подчас совершенно необычные варианты двигателей, существующих и перспективных. К исследованиям по ВБМП активно подключились ученые ЦАГИ, ЦИАМ, НИИАС и других институтов авиационной промышленности и заказчика. Аванпроект и натурный макет Ми-42 постоянно переделывались. Работоспособность системы NOTAR на столь тяжелом вертолете вызывала сомнения, поэтому пришлось от нее отказаться и заменить ее рулевым винтом-фенестроном и расположенными по бокам вертолета пропульсивными вентиляторами.
В конце концов специалисты пришли к выводу, что «…создать вертолет в строгом соответствии с техническим заданием заказчика при имеющемся в нашей стране техническом уровне развития технологии и приборостроения не удастся». К концу 80-х гг. работы по Ми-42 были остановлены. В настоящее время перспективы развития программы ВБМП видятся только в проектировании вертолета на базе динамической системы Ми-28Н («Авиастар»).
Не стоило бы пенять техническую недоразвитость, потому как уже тогда и при том же «техническом уровне развития технологии и приборостроения» им ни что не мешало создать вертолет с требуемыми характеристиками, для чего надо было всего-то на-всего отказаться не только от заморских «NOTAR» и «Fenestron», но и в целом от хвостовой балки. А далее, как я уже не раз писал: вместо хвостового винта на левое крыло установить ТВД с тянущим винтом, а на правое крыло — реверсивный винт. Отказ от хвостовой балки позволил бы бронировать вертолет без ущерба для полезной загрузки, а крылья с пропеллерами обеспечили бы ему нужную поступательную скорость.
Проще сказать, данный заказ по «БМП» для конструкторов МВЗ: «не по Сеньке — шапка!», что я полностью отношу и к сегодняшнему дню! Хотя на сей раз они с заказом могут и «справится», потому что в советское время характеристики летательного аппарата определял заказчик, а сегодня наша армейская авиация пополняется милевскими вертолетами независимо от их качества и пригодности для современных боевых действий, т.е. только по желанию милевцев с приказным сопровождением от МО. Ми-24 специалистами ВВС СССР был признан физически и морально устаревшим еще в начале 80-х годов прошлого века, после чего был объявлен конкурс на его замену. Состоялось ТРИ таких конкурса и во всех трех Ми-28 проиграл вертолету Ка-50, поэтому в бытность президента Б.Н. Ельцина «Черную акулу» поставили на вооружение. Затем настала бытность президентства В.В. Путина и тогда министр обороны Сергей Иванов снял этот выдающийся вертолет с вооружения, заменив его на сырой, да ещё с посредственными летными характеристиками и устаревшим вооружением для современной войны Ми-28Н (прямо как по заявке США).
«Мне сказали, что реклама Ми-28 не нужна, он и так поступит на вооружение, хотя конкурс формально проиграл. Доводы о том, что речь не о рекламе конкретного вертолета, а о рекламе возможностей всего отечественного ОПК, действия не возымели. В итоге мне прямо сказали: деньги, которые требовалось выделить на картину, лучше отдать тем генералам и гражданским чиновникам, от решения которых зависело принятие вертолета на вооружение. Коррупция в чистом виде.
………………..
Проигравший вертолет был реанимирован позже в проекте Ми-28Н «Ночной охотник», который в конце нулевых годов ХХI века приняли на вооружение безо всякого конкурса и сразу запустили в серийное производство, гарантировав огромный по нашим меркам госзаказ. А Ка-50 закрыли» (11.02.2011 Неземная красота «Аллигатора». Сергей Птичкин).
А сегодня конструкторы МВЗ замахнулись аж на конвертоплан типа американского Оспри V-22:
03.09.18 «ВДВ прорабатывают возможность применения конвертопланов для доставки десантников на поле боя. До конца сентября планируется получить техзадание и открыть опытно-конструкторскую работу (ОКР) по данной машине», — сказал собеседник агентства. (ИА «Оружие России» / Новости)
Конвертоплан – летательный аппарат очень сложный и явно не по силёнкам сегодняшних милевских генеральных конструкторов. Но им достался готовый проект желаемого винтоплана Ми-30 в наследство от выдающегося конструктора М.Н. Тищенко:
«Главной задачей при проектировании Ми-30 было обеспечение летно-технических параметров, в первую очередь дальности и скорости полета. Первоначально он должен был перевозить до 2 тонн груза и 19 человек десанта. Дальность полета – 800км.»
Видимо «эффективные» менеджеры с его помощью решили основательно «пилить бюджет» Минобороны (Цена американского Оспри =$110-120млн.), дабы у них оставалось меньше денег на «кинжалы» и «цирконы». Тема конвертоплана для ген. конструкторов МВЗ и холдинга «Вертолеты России» важна еще и тем, что с ней быстрее забудут про мифические высокоскоростные Ми-Х1 и «платформы», на которые кремлевское правительство выделяло астрономические суммы, но на выходе — НОЛЬ!. Так, на доводку не нужного Ми-28 выделялись миллионы, а уже на НИРы по ПСВ — миллиарды, поэтому на ОКР по конвертоплану следует брать ещё выше!
Но удивляет меня другое: неужели в Министерстве обороны не анализируют работу вертолетных конструкторских бюро по их конечной продукции, предлагая сегодняшним милевцам современные заказы? Ведь с 80-х г.г. прошлого столетия из ворот МВЗ не вышло ни одного нового вертолета: Ми-38 достался им в наследство, который практически является усовершенствованием вертолета Ми-8 и даже через тридцать с лишним лет его доводки — они с большими потугами запускают его в серию. А сколько звонких, но бесполезных проектов было у них за этот период, в частности высокоскоростной Ми-Х1 со скоростью в 520к/ч, а затем якобы для подтверждения: «500 км/ч на вертолете: летающая машина на базе Ми-24 собирается обновить мировой рекорд скорости
Кирилл Яблочкин 14.05.2016
Перспективный скоростной вертолет, который сейчас разрабатывается холдингом «Вертолеты России», может разогнаться до 500 км/ч. Эта машина, созданная на базе вертолета Ми-24, может пойти в серию в 2022 году, а пока она используется для испытаний нового несущего винта (tvzvezda.ru›Новости›ОПК).
Но старикан с аббравиатурой «ЛЛ ПСВ» (Летающая Лаборатория…) одолел только 400к/ч, да и то словами А. Богинского, но не по факту.
Было и круче: «Среди проектов — самый амбициозный за последнее время RACHEL, который должен прийти на смену заслуженному Ми-8» (15мая 2013г. Rostec.ru›Новости).
Понятно, что дальше макета он не пошел, т.к. выдерживать крейсерскую скорость 360 км/ч. вертолет классической схемы способен выдерживать только в головах милевских генеральных конструкторов! И вот после таких проектов Минобороны снова наступает «на те же грабли» с предложением по «летающему БМД».
Да ведь они уже построили для Минобороны «лучший» в мире «истребитель танков» Ми-28Н, да только в сирийской войне танки уничтожались с вертолетов Ка-52, но не «Ночными охотниками» по их непригодности. Строили «Летающую БМП» под индексом Ми-42, не говоря за «самый амбициозный за последнее время RACHEL» (16.05.2013 Коммерсантъ).
Видимо в Министерстве обороны появились лишние деньги, поэтому и решили повторить пройденное:
Москва, август 2017 года: «Министерство обороны на протяжении длительного времени требует от «Вертолетов России» создать новую концепцию платформы боевого вертолета, отличающуюся повышенной крейсерской скоростью, примерно на уровне 400 километров в час», – заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. Москва, август 2017 года («Звезда»).
Холдинг видимо подчиняется непосредственно Президенту, поэтому так легко игнорирует требования Министерства обороны, а вообще там в креслах сидят филологи, социологи, финансисты, но не авиаторы, поэтому требования надо предъявлять не «эффективным» менеджерам — посредникам, а конкретно вертолетному КБ!
КБ «Камов» давно предлагает запустить в серию вертолет Ка-32-10АГ, у которого двигатели, редуктор и несущие винты – серийные, т.е. проверенные временем дешевые и надежные, к тому же эти вертолеты -высокоэнерговооруженные, что очень важно для десантного вертолета. Надо полагать, что фюзеляж для ВДВ ими был бы перепроектирован под конкретные задачи. А в будущем и при соответствующем финансировании кандидатами для этой цели являются реальные проекты высокоскоростных вертолетов Ка-92 и Ка-102, которые в разы дешевле конвертопланов, почти не уступающие по скоростным характеристикам, зато грузоподъемнее. К тому же более маневренны, компактнее, что тоже очень важно при подборе площадки с воздуха и, в отличие от конвертопланов, выполняют посадки на авторотации! У Ми-30 винты диаметром по 11 м, у Ка-32-10 — 16м, а теперь представьте, что эти винты-пропеллеры вдруг лишились крутящего момента от двигателей и тогда пошел винтоплан вниз – камнем: «не горюй Мама»!
Наш боевой генерал ВДВ Владимир Шаманов в 2013 году «заявил, что ведутся работы над концепцией новой десантно-штурмовой машины. По его словам, это должен был быть «вертолет с мощным вооружением, способный производить боевые удары на расстояние от 10 до 70 километров, что резко повышает маневренность войск. Также, вертолет должен был иметь складные лопасти несущего винта и, согласно техническим характеристикам, быть недорогим и простым в эксплуатации.»
Как видим, на сегодня именно соосные вертолеты фирмы «Камов» обладают этими качествами, а представители МО с этими вопросами продолжают бестолково тыкаться к холдингу «Вертолеты России». Генеральные конструкторы МВЗ давно должны заняться проектом по замене устаревшего Ми-26 на современный и экономичный тяжелый вертолет, а они, видимо на зло России, продолжают топтаться на одном месте, всем громогласно обещая выдать миру очередную вертолетную новинку «вот-вот скоро» или даже раньше?
Виталий Беляев специально для Avia.pro.