Единственное предприятие, которое в советское время занималось изготовлением вертолетов на территории Украины, был завод, располагающийся в городе Дубов Закарпатской области. Именно этот завод был избран для серийного выпуска перспективных вертолетов Ми-34, а не предприятия Дальнего Востока. Однако этот проект не был реализован.
Производители
В 1990 годах ввиду тяжелой экономической ситуации много квалифицированных авиационных инженеров покинули госпредприятия и сменили род своей деятельности. Однако некоторые конструкторы остались верны своей профессии и продолжили деятельность, разрабатывая летательные аппараты. Удивительно, но факт: в последнее время на просторах Украины стали создаваться новые КБ, которые занимаются разработкой вертолетов. Во времена независимости штат сотрудников КБ в области вертолетостроения состоит не только из местных квалифицированных кадров, но и из специалистов из соседней России.
КТ-112
Заметного успеха удалось добиться только двум компаниям-производителям:
- Киевское КБ «Вертикаль» – разработка легкого вертолета КТ-112.
- Полтавская компания «Аэрокоптер» – создание двухместного АК1-3.
Основание конструкторского бюро «Вертикаль» состоялось в 1999 году. В 2003 году выполнен первый полет опытного экземпляра вертолета «Ангел», разработанного этим бюро. На доработку проекта понадобилось пять лет, и в серию машина попала под новым названием – КТ-112 «Кадет».
Вертолет КТ-112 имеет клепанную цельнометаллическую конструкцию. Он выполнен по одновинтовой схеме с несущим трехлопастным винтом и рулевым двухлопастным. Вертолет многоцелевой, производителем предлагаются следующие версии его исполнения:
- Пассажирская – для перевозки 3-х пассажиров и багажа.
- Санитарная – для перевозки одного больного с парамедиком на борту.
- Учебная – для подготовки летчиков технике пилотирования.
- Сельскохозяйственная.
- Патрульная.
В нынешнее время вертолет находится на этапе заводских испытаний, где происходит его подготовка к сертификации. В городе Бородянка изготовили три опытных машины. Начало испытаний – июль этого года. К концу года производитель планирует получить сертификат на запуск производства. Производственные мощности предприятия позволяют ежегодно выпускать до 300 вертолетов. На завод возлагается только сборка, изготовление деталей и агрегатов – работа смежных предприятий. Хоть серийное изготовление еще не начато, заявки от потенциальных покупателей уже поступают. Ими являются госструктуры, частные компании и физические лица.
Кроме КТ-112 в конструкторском бюро «Вертикаль» заняты проектированием пятиместного вертолета «Скиф». Разработка находится на стадии эскизного проекта, тестируются двигатели. «Скиф» планируют оснастить двумя поршневыми моторами, потребляющими в качестве топлива распространенный бензин А-95.
КТ-112 «Кадет» комплектуется двигателями Rotax-912, но в ближайшее время планируется их компоновка украинскими моторами. Согласно сертификационным документам, оба вертолета относятся к категории «А», что значит возможность их взлета после отказа одного двигателя. Также их можно без ограничений эксплуатировать над заселенной местностью.
Разработка «Кадета» ведется под патронажем государства. Указом Кабинета министров Украины предприятие получит финансовую поддержку для проведения испытаний и запуска вертолета. Также государство обязуется закупить КТ-112 в различные министерства и ведомства.
Второе творение украинского вертолетостроения – АК1-3 от компании-производителя «Аэрокоптер». Аппарат выполнен по одновинтовой схеме. Конструкция сложена трубчатой формы. На нее установлена кабина, сделанная из композитов, силовая установка, подкосная хвостовая балка вместе с оперением и редуктор несущего винта. Использование пилотажно-навигационного оборудования позволяет производить полеты только в простых метеоусловиях светлого времени суток.
Крепление лопастей трехлопастного несущего винта – упругое. Лопасти изготовлены из композиционных материалов с нелинейной круткой по радиусу и переменной относительной толщиной профиля. Двухлопастный рулевой винт укомплектован одним горизонтальным шарниром. Его лопасти сделаны из композитов. В состав силовой установки входит поршневой двигатель EJ-25 Subaru с жидкостной системой охлаждения, который работает на бензине А-95.
Поднятие первого опытного экземпляра АК1-3 состоялось в 2001 году. Его использовали для прохождения основных этапов заводских наземных и летных испытаний. Сертификация данного аппарата завершилась только в июле 2006 года. Однако спустя два года после получения разрешительной документации сертификат отозвали в Госавиаадминистрации Украины. Причиной такого решения стали три летных происшествия, которые произошли на этих вертолетах в 2007-2008 годах. Представители Госавиаадминистрации заявляют, что запрос о возврате сертификата изготовителю АК1-3 сейчас рассматривается и может быть удовлетворен.
Всего предприятие «Аэрокоптер» выпустило 28 вертолетов этой модели, еще 10 находятся на различных стадиях производства.
На вооружении Воздушных сил Украины состоит только некоторое количество многоцелевых вертолётов Ми-8 и некоторое кол-во Ми-24.
Ми-8
Вертолетный парк Украины
Согласно данным, опубликованным вертолетным клубом «Автопилот», частных украинских вертолетов насчитывается около 60-ти. Среди них – RotorWay EXEC-162f; SCHWEIZER 300C4 Robinson R-22, —44; Alouette-3; Aerospatiale SA-341; Eurocopter EC-120 Colibri, AS-350, -355 Ecureuil; Bell-206, -407, -430; Agusta-109, украинский AK1-3 и советские/русские Ми, Ка.
Из представленных выше моделей процедуру сертификации на территории Украины успешно прошли Agusta-109, SCHWEIZER 300C, Bell-407, -430, Ми, Ка. Стоит отметить, что частная эксплуатация вертолетов на территории Украины разрешена даже без наличия сертификата. Формирование парка частной малой авиации на просторах государства тормозит слабое развитие необходимой инфраструктуры (малое количество вертолетных площадок и вертодромов, ангаров для вертолетной техники, отсутствие условий для техобслуживания). Тем не менее шаги в сторону развития этой сферы делаются, и это только вопрос времени.
R-44
Относительно использования вертолетов госучреждениями Украины ситуация выглядит похуже. Только три организации имеют в своем распоряжении вертолет Ми-2: Харьковский, Днепропетровский и Симферопольский аэроклуб. В общей сложности они эксплуатируют 20 машин этого типа. Проблема заключается в том, что срок эксплуатации вертолетов Ми-2 истек, а заменить их нечем.
Основную часть боевых и гражданских вертолетов Украины эксплуатирует Министерство обороны. Всего в расположении министерства находятся около 60-ти вертолетов Ми-8, но только третья часть из них пребывает в летном состоянии. В скором времени все модели должны быть списаны, ведь эта модель рассчитана на 26 лет эксплуатации, а новейший Ми-8, служащий в Минобороны, выпущен еще в 1989 г.
Разумеется, существуют программы продления летного ресурса вертолетов Ми-8, однако, их реализация потребует больших капиталовложений. Хоть Министерство и может позволить себе провести ряд мероприятий по возвращении в строй боевых вертолетов, ничего подобного пока не делают.
Ми-8
В 2003 году был проведен тендер на аренду поддержанной вертолетной техники Министерства обороны Украины, которая требует капитального ремонта и не используется армией. Победителем тендера стал украинский авиаперевозчик «Украинские вертолеты». По договору эта компания получила 16 вертолетов Ми-8 в непригодном для полетов состоянии. За собственные средства предприятие «Украинские вертолеты» отремонтировало 12 машин, еще 4 находятся на этапах ремонта и модернизации.
Договор аренды содержит следующие аспекты:
- Вертолеты возвращаются в украинскую армию в пригодном для осуществления полетов состоянии.
- Летный ресурс отремонтированных вертолетов должен составлять минимум 300 летных часов после ремонта.
Сотрудничество Минобороны Украины с авиакомпанией «Украинские вертолеты» помогло бы увеличить срок службы вертолетов Ми-8 с 26 до 32 лет. Однако этому не суждено было случиться. Контракт неоднократно расторгался, подписывался вновь, как только происходила смена руководства Министерства обороны.
На данный момент авиаперевозчик «Украинские вертолеты» – самый крупный эксплуатант вертолетной техники на территории страны; воздушный парк компании состоит из 16 Ми-8 МВТ1. Это единственный украинский аккредитованный перевозчик международных организаций ООН и Красный Крест.
Ми-24
Ремонтными работами и модернизацией вертолетов занимается «Севастопольское авиаремонтное предприятие» – госструктура Минобороны. Но все расходы ложатся на плечи авиакомпании.
Кроме гражданских вертолетов около 80 единиц вертолетной техники, стоящей на учете Министерства обороны страны – боевые вертолеты, преимущественно Ка-27, Ка-29 и Ми-24. воздушный парк боевой техники с каждым годом уменьшается. Причина та же – выработка летного ресурса. Для украинской армии мало видны перспективы в развитии активного использования вертолетов. Лишь одно заведение на Украине выпускает профессиональных военных специалистов-вертолетчиков – университет воздушных сил имени Ивана Кожедуба в г. Харьков. В связи с отсутствием финансов в конце 90-х годов ряды ВВС Украины пополнили летчики, которые даже не летали на вертолетах. Не было необходимой техники и горючего для обучения.
В 2003 году совместными силами ВВС и ДОСААФ в Харьковском аэроклубе стали проводить летную подготовку на вертолетах Ми-2. За год здесь выпускают до 15-ти летчиков с общим налетом 15 часов. За это время нельзя досконально изучить все нюансы пилотирования вертолета, однако, этого достаточно для проведения самостоятельного вылета. На данный момент Харьковский аэроклуб эксплуатирует 6 Ми-2: три вертолета используют для обучения курсантов, еще три – для хозработ.
Ми-2
Об обновлении авиапарка учебных вертолетов пока молчат. Теоретически нынешние машины еще способны прослужить лет пять, а далее им будут искать замену. Большие надежды на заказ учебного вертолета возлагают российские авиастроительные предприятия. Учитывая большую вероятность аварийности украинского АК1-3, эта машина кажется очень «сырой» для пилотирования ее неопытными ребятами.