В СМИ о милевских проектах по высокоскоростным вертолетам подается информация, которая в народе зовется «лапшой», скажем про то, как Ми-24 ЛЛ скоро полетит с невиданной ранее скоростью: «Разработчики сверхскоростных вертолетов только подступаются к скорости 500 км/ч. Так, летающая лаборатория на базе Ми-24 с ультрасовременным винтом приблизилась к скорости 450 км/ч» («Свободная пресса». «КБ Камова и Миля штурмуют рекорды, бросая вызов «Sikorsky»», Виктор Тучков).
В действительности этому крутому Ми-24 ЛЛ не«приблизится к скорости в 450к/ч.» даже во сне, «хотя осыпь его звездами» вместе «с ультрасовременным винтом»!
Предлагаю посмотреть на возможности этих, извините за выражение, высокоскоростных «проектов» от МВЗ через ЛТХ американского аналога Х-49А, который давно, но пока безуспешно пробивает себе дорогу в высокоскоростные вертолеты, к тому же он имеет, в отличие от Ми-24ЛЛ, хвостовой — толкающий винт!
«Первый полет Пясецкий Х-49А выполнил 29 июня 2007 года.
Максимальная скорость – 415 км/ч.
Крейсерская скорость – 383 км/ч.
Практическая дальность – 700 км.
Практический потолок – 5790 м.»
Вероятнее всего В.Тучков не в курсе этого вертолета, зато конструкторы МВЗ – давно в курсе, однако информации о сказочных «перспективах» Ми-Х1 и Ми-24ЛЛ продолжают плодится в интернете нескончаемым потоком.
Начитавшись такого технического бреда, потом не сразу веришь и правдивой статье, да ещё если она исходит от американского журнала Defense Blog. Вот и я засомневался в искренности этого журнала по боевому вертолету (ПБВ) фирмы «Камов». Потом нашел в нашем «Наука и техника» более подробное описание, да с более доходчивыми рисунками, тогда и долой сомнения — это действительно реальный проект современного боевого вертолета!
Теперь главное, чтобы ему не перекрыли дорогу лжепроектами типа Ми-Х1, как это проделали ранее с реальными высокотехнологичнами проектами, направив на него все финансы и оставив нашу вертолетную авиацию на сегодня без высокоскоростных вертолетов.
Не понятна в этом вопросе и роль Президента? Почему же наши летчики продолжают летать на полувековых Ми-8, когда на замену им давно имеются более современные вертолеты; уже должны быть в железе высокоскоростные проекты Ка-92 и Ка-102. У нас с 2004года после вертолета Ми-6 пустует ниша вертолетов грузоподъемностью 8-12т. — это ниша вертолета Ка-102, где подменяют его дорогущим Ми-26. Вертолеты Ка-92 и Ка-102 предполагают крейсерскую скорость в 420к/ч. и дальность полета до 1400км, т.е. то, что очень требуется сегодня как для армии, таки для офшорных полетов.
Полагаю, что в этот раз В.В. Путин, как Верховный главнокомандующий постоянно призывающий к высоким технологиям, возьмет разработку этих всех проектов под личный контроль, подтверждая свои призывы искренним желанием сделать нашу авиацию, в частности вертолетную, действительно высокотехнологичной!
Помнится, для снятия с вооружения выдающегося ударного вертолета Ка-50 «Черная акула» милевские конструкторы спекулировали его одноместностью, но в данном проекте высокоскоростной вертолет предлагается сразу двухместным, да ещё и в двух вариантах: ударный и транспортно-десантный, так что теперь военным есть из чего выбирать и что выбирать! А если такой вертолет предлагает Генеральный конструктор Сергей Викторович Михеев, то реальным он будет обязательно и будет именно таким или лучше! Доказательство тому: самые лучшие в мире боевые вертолеты Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и пассажирский Ка-62.
Дела давно минувших дней, Проекты старины глубокой…(почти по Пушкину).
Камовцвами и ранее не раз предлагались современные проекты вертолетов и не только проекты, но и готовый летающий винтокрыл Ка-22 сVmax=350к/ч, который в испытательных полетах достигал скорости 370к/ч. Для того времени это были очень высокие скорости (мировой рекорд скорости на Ми-6 в 1959году =262,92к/ч), при этом надо иметь в виду, что проектировался Ка-22 под более мощные двигатели, которые обеспечили ему бы более высокие скорости. Другой особенностью его было наличие крыльев большой площади, что вероятно и послужило поводом для крыльев проекта ПБВ.
«Когда в 1962 году Николай Ильич Камов защищал докторскую диссертацию по совокупности выполненных работ, Михаил Леонтьевич Миль сказал, что он достоин этой степени «за один винтокрыл» — таким высокотехнологичным на то время был Ка-22.
А «В конце 60-х гг. камовцами был предложен принципиально новый проект боевого вертолета В-50. Разработки велись под руководством заместителя главного конструктора И.А. Эрлиха, создавшего в свое время хорошо известный вертолет продольной схемы Як-24. В-50 должен был иметь продольное расположение несущих винтов. Расчетная скорость машины составляла 400 км/ч».
В следующее десятилетие военным был предложен штурмовик поперечной схемы В-100.
«Предполагалось, что при боевой загрузке в 3000 кг он сможет летать со скоростью в 450 км/ч подниматься на высоту до 6500 м и иметь радиус действия 700 км
Проект, отличавшийся большой степенью новизны технических решений и неординарностью высоких характеристик, был представлен заказчику в 1975 г. Но, хотя и был высоко оценен, так и не был реализован — главным образом по причине неудовлетворительных массогабаритных характеристик аппаратов подобной схемы» («Авиастар»).
Как бы эти винтокрылы пригодились сегодня в Сирии и как далеко тогда видел С.В. Михеев, т.к. вертолеты в Сирии в основном и использовались штурмовиками по заранее разведанным целям.
Так накапливался их конструкторский опыт как по высоким скоростям, так и по облику боевых вертолетов, особенностям конструкций летательных аппаратов для решения конкретных задач; поэтому у предлагаемых сегодня высокоскоростных ПБВ крылья большой площади уже практически обкатаны на винтокрыле Ка-22 и летные характеристики такого вертолета будут полностью соответствовать стоящим перед ним задачам; а от знаменитого «Аллигатора» он унаследует непревзойденную маневренность.
Как-то раз Туполеву показали модель самолета. «Нет, не полетит», — оценил он внешний вид. — «Почему?» — «Модель некрасивая. Некрасивые самолеты не летают» (vpk.name).
А данный камовский ПБВ больше похож на современный истребитель, чем просто на вертолет, значит летать будет не просто хорошо, а оочень хорошо!
А что от конструкторов МВЗ?
Да всё те же обещания: «В России специально для ВДВ собираются создать «Вертолетную боевую машину десанта», первые прототипы нового вертолета должны поступить в войска в 2026 году. Об этом журналистам рассказал Сергей Романенко, занимающий пост исполнительного директора Московского вертолетного завода имени Миля.
Также он рассказал, что по плану опытно-конструкторские работы по новому вертолету начнутся в 2019 году, а первые опытные образцы армия получит в 2026 году.
Так, по словам Сергея Романенко, КБ Миля активно разрабатывает в интересах ВДВ России новые модификации легендарного вертолета Ми-8. В частности, специально для ВДВ создается вертолет Ми-8АМТШ-ВН, серийное производство которого планируется развернуть уже в 2020 году. Прототип нового вертолета был показан на закрытой экспозиции форума «Армия-2018».
Романенко отметил, что ПАО «Вертолеты России» ведет работы по созданию нового десантного вертолета на базе Ми-8АМТШ – Ми-8АМТШ-ВН в инициативном порядке. На базе известной машины, которая очень хорошо зарекомендовала себя во время боевых действий в Сирии, планируется создать два вертолета. («Для ВДВ создадут Вертолетную боевую машину десанта», Арми Ньюс).
Так что будущее вертолетов «Ми» опять туманно, а наши ВВС и ВДВ продолжат пополняться всё теми же вертолетами из каменного века, только с более длинным набором букв сзади: Ми-8АМТШ-ВН. И это при том, что давно имеется возможность заменить Ми-8 на Ка-32-10АГ, который гораздо лучше подойдет и для ВДВ, и для ВВС, и для гражданских эксплутантов, особенно при работах с грузом на внешней подвеске, да который не потребует для этого больших финансовых вложений и времени. Вертолет соразмерный по объему с фюзеляжем Ми-8, но гораздо компактнее, маневреннее, несравненно безопасней при посадке и удобней при вывозе десанта с поля боя; превосходит Ми-8 по скорости и запасу мощности, чего очень не хватало вертолетам «Ми» в Афгане:
«Наиболее сложные полеты выполнялись для обеспечения высокогорных застав и разведпостов, контролировавших перевалы и дороги. Чтобы забросить туда продовольствие, топливо, боеприпасы и обычную воду, Ми-8 предельно облегчали, снимая броню, фермы подвески, часть оборудования, сиденья в грузовой кабине, а иногда даже вооружение и створки грузо-люка. «Раздетый» вертолет мог набрать лишнюю пару сотен метров высоты, но приземлиться часто оказывалось негде, и машину приходилось удерживать на весу, приткнувшись к выступу скалы одним колесом, пока из кабины выбрасывали груз и принимали людей. Иногда, с разгону забравшись на высокогорную площадку, вертолет оттуда уже не мог взлететь нормально. На этот случай была отработана методика срыва, при которой вертолет соскальзывал вниз, набирал в падении достаточную скорость и переходил в горизонтальный полет. Однажды капитан Кабдулин сумел забрать таким образом сразу 30 блокированных на вершине человек, объяснив потом, что вторично подняться на эту площадку он просто не смог бы» (Виктор Марковский. Из книги «Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8»).
Вертолет Ка-29 соосной схемы уже в той войне имел статический потолок (макс. высота висения) на 1000м. больше, чем Ми-8 с теми же двигателями (3600м. вместо 2600м. у Ми-8), но для перевозки десанта он был не пригоден, т.к. у него высота грузовой кабины равна 1,3м., а у Ми-8 соответственно 1,8м. У Ка-32-10АГ и Ми-8 эти величины соразмерны, поэтому кажется очень странным, что десант до сих пор перебрасывается не надежными и маневренными камовскими вертолетами, а давно устаревшими вертолетами Ми-8.
Виталий Беляев специально для Avia.pro