Ка-226 – многоцелевой российский вертолет, сконструирован ОКБ им. Камова. Технически это глубоко модернизированный Ка-26, который хорошо зарекомендовал себя во время эксплуатации. Может перевозить до 6 пассажиров или груз массой до 1350 кг внутри грузовой кабины и на внешней подвеске. Главным недостатком Ка-226 считают сравнительно небольшую скорость передвижения.
История создания Ка-226
Согласно исследованиям маркетологов внутри страны на рынке авиаперевозок грузов и пассажиров вертолетами 80 % от их общего числа исполняются на вертолетах легкого класса. В силу того, что Ка-26 и Ми-2 в начале 90-х уже серийно не производили, на рынке авиаперевозок возник существенный дефицит, который на 15 лет оценивали в 500-600 единиц легких геликоптеров. Плюс, за это время на импорт можно направить до 300 единиц техники.
Получив много заказов от потенциальных покупателей, фирма «Камов» в начале 90-х годов начала работу над проектированием нового вертолета, сочетавшего в конструкции базовые элементы Ка-126 и Ка-26, только оснащенного двумя двигателями. Планировалось использовать новую модификацию решения тех же задач, что и базовые модели. В отличие от Ка-126, его можно задействовать для выполнения работ, которые требуют обязательного наличия двух двигателей для обеспечения необходимого уровня безопасности.
Первый макет в натуральную величину был сконструирован в 1996 году, а первый экземпляр выпущен в 1997 году. Среди заказчиков этого летательного аппарата большинство учреждений – государственные структуры: МЧС, РАО, мэрия Москвы, «Газпром». Потребность МЧС в таком вертолете составляет 150-200 единиц техники, «Газпрома» − около 100, а санитарных вариантов для столицы нужно около 40-50 штук. Не исключено, что заказы на Ка-226 будут поступать также от Государственного таможенного комитета, Федеральной пограничной службы России, Вооруженных Сил РФ и других ведомств.
Первый полет Ка-226 был совершен 4 сентября 1997 года. Руководил процессом летчик-испытатель В. Лавров. Серийное производство данной модификации удалось наладить на авиапредприятии КумАПП (г. Кумертау) и Оренбургском НПО «Стрела».
Конструкция Ка-226
В плане компоновки вертолет Ка-226 очень напоминает своего предшественника Ка-26. Отличия вызваны установкой двух ГТД, появлением в составе более совершенного цифрового оборудования, новой конструкцией несущих винтов с полужестким креплением торсионов к лопастям. На несущих винтах были установлены новые втулки, которые по сравнению с теми, что применялись на Ка-26, состояли из меньшего количества деталей (400 против 1350). В конструкции лопастей присутствуют двухконтурные лонжероны и работающая обшивка. Сами они сделаны из композиционных материалов, которые повышают тягу несущих винтов.
Концепция летающего шасси на аппарате сохранилась, но в то же время удалось добиться лучшей транспортной производительности и топливной экономичности.
По многим показателям Ка-226 обходит своего зарубежного конкурента − немецко-французский Во-105. При этом стоимость российского вертолета почти в 2 раза меньше и составляет 1,5 млн долларов.
В составе фюзеляжа Ка-226 можно выделить кабину пилота, центральный отсек, две хвостовые балки и оперение, которое включает в себя два разнесенных киля с рулем направления. Фюзеляж выполнен в балочном типе с применением компонентов из алюминия и его сплавов, панелей из стеклопластикового материала. Из него же сложены хвостовые балки, панели кабины и оперение.
По своей конструкции кабина пилота практически не отличается от кабины Ка-26, однако в ее составе появилось более совершенное оборудование, которое позволяет совершать полеты в любое время суток и даже в тяжелых метеоусловиях. Кресла кабины достаточно эргономичны.
Возле кресла пилота удобным образом расположены рычаги управления, приборная доска, необходимые мониторинговые датчики и прочее оборудование. Площадь остекления фонаря кабины очень большая – обзор из кабины экипажа хороший.
В транспортную кабину можно разместить от 6 до 8 съемных пассажирских кресел. В ней же предусмотрено наличие лебедки для погрузки через широкий дверной проем со сдвижной дверью. В задней части кабины есть проем для загрузки носилок в медицинском (санитарном) варианте Ка-226. В транспортную кабину можно поместить двое носилок с сопровождающим медицинским персоналом или 6 носилок с пострадавшими – в эвакуационном варианте.
Фирмой «Камов» были разработаны различные варианты Ка-226, исходя из интересов своих заказчиков. В составе МЧС нынче эксплуатируют медицинский, аварийно-спасательный и патрульный, в Москве – пожарный, охраны порядка, медицинской помощи, пассажирский, аварийно-спасательный. Специально для «Газпрома» созданы модификации с возможностью установки спецоборудования для разведки полезных ископаемых, аэрофотосъемки и патрулирования трубопроводов.
Санитарный вариант Ка-226 укомплектован всем необходимым реанимационным медоборудованием. В кабине можно разместить двух больных на носилках и несколько медработников.
Аварийно-спасательный Ка-226, который эксплуатируют в МЧС России, оснащен с левого борта электролебедкой грузоподъемностью 300 кг, с правого – контейнером аварийно-спасательного оборудования. В состав входит также прожектор и громкоговоритель. Грузовая кабина помещает девять спасателей.
Другие варианты применения Ка-226 могут оборудоваться дополнительно радиолокационной, телевизионной, инфракрасной и прочей аппаратурой для выполнения конкретных заданий.
Четырехстоечное шасси вертолета визуально не изменилось по сравнению с Ка-26. Так же Ка-226 имеет пневматическую систему торможения. Но в конструкцию шасси были введены некоторые изменения, нацеленные на повышение энергоемкости стоек и уменьшение массы шасси.
В состав силовой установки входят два турбовинтовых двигателя «Аллисон» и редуктор ВР-126. Суммарная емкость топливных баков составляет 770 л. Из-за низкого расхода горючего длительность полета на основных баках составляет 4 ч. 34 мин., а с дополнительными – 6 ч. 45 мин.
К органам системы управления вертолетом относят рычаги управления в кабине экипажа, гидроусилители КАУ-165, жесткие тяги и автопилот.
К тормозу винтов, топливному оборудованию двигателей, рулям направления проходит тросовая проводка управления. Вертолет оснащен гидромеханической системой автоматического управления двигателей, в состав которой входит регулятор частоты вращений свободной турбины и насос.
По сравнению со своими главными конкурентами, западными ВК-117 и Во-105, на Ка-226 прослеживаются элементы радиальной симметрии, и он намного проще в плане управления. Кроме этого, отсутствие рулевого винта дает возможность безопасно маневрировать при сильных порывах ветра. Уникальность Ка-226 состоит в том, что на нем можно выполнять развороты в зоне статического потолка, не меняя высоты – это не под силу аппаратам с рулевым винтом. Особенно важным это качество является во время проведения спасательных операций в горах, при высоких или низких температурах воздуха, когда наблюдается потеря тяги в силовой установке вертолетных конструкций.
Ка-226 Характеристики:
Модификация | Ка-226 |
Диаметр главного винта, м | 13.00 |
Длина,м | 8.10 |
Высота ,м | 4.15 |
Масса, кг нормальная взлетная | 3100 |
Масса, кг максимальная взлетная | 3400 |
Тип двигателя | 2 ТВлД Rolls-Royce Allison 250-С20R/2 |
Мощность, кВт взлетная | 2 х 338 |
Мощность, кВт крейсерская | 2 х 280 |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч | 197 |
Практическая дальность, км | 600 |
Продолжительность полета, ч | 4.60 |
Скороподъемность, м/мин | 636 |
Динамический потолок, м | 6500 |
Статический потолок, м | 2600 |
Экипаж, чел | 1-2 |
Полезная нагрузка: | 6 пассажиров (максимально — 8) или 1400 кг груза в кабине или 1300 кг на внешней подвеске |
Вертолет Ка-226. Галерея.