Ка-137 – это вертолет с возможностью решения широкого ряда проблем (МЧС, народное хозяйство, Министерство обороны). Он создан на базе ранее разработанного Ка-37, но имеет ряд преимуществ. Основное из них − разница в применении: предшественник является экспериментальным образцом, а Ка-137 непосредственно многопользовательский. Особенностью вертолета считается его способность работать в опасных для людей зонах (яркий пример – авария на Чернобыльской АЭС).
Данный авиационный агрегат способен выполнять инженерную, химическую, биологическую и радиационнуюразведку. Может поставлять экстренные грузы спецпредназначения, осуществлять ретрансляцию и трансляцию в опасных местах и при чрезвычайных обстоятельствах. Вертолет может заниматься мониторингом экологического типа в местах охраны газопроводов и нефтепроводов. Может контролировать леса, границы государства, важные объекты.
Конструирование Ка-137 началось в 1994 году. Эскиз был закончен через год, а в 96-м построен макет натуральной величины.
Ка-137 является беспилотным вертолетом комплекса МБВК-137. Он может конструироваться в трех видах:
- 1) грунтово-мобильный,
- 2) корабельный,
- 3) аэромобильный.
Беспилотный вертолетный комплекс вмещает в себя от двух до пяти Ка-137. Грунтово-мобильный комплекс сконструирован на базе автомобилей с повышенной проходимостью по типу КамАЗ. В составе комплекса числятся ППУ-137, транспортно-эксплуатационная машина, кран для выгрузки и погрузки ЛА и сменные комплекты бортового оборудования. За контроль двух и более БПЛА отвечает пункт управления передвижного типа (ППУ-137). Транспортная машина отвечает за перевозки. Аэромобильный комплекс устанавливается на вертолет (непосредственно Ка-32). Вертолет доставляет беспилотный аналог к месту проведения операции. На борту Ка-32 также размещены пункт эксплуатации и управления.
Беспилотный Ка-137 способен лететь в любом направлении без изменений в скоростном диапазоне. Эта функция делает возможным перемещение беспилотного вертолета в разных климатических условиях вне зависимости от погодных условий, направления ветра и повышенной турбулентности. А из-за автоматической системы управления беспилотник способен перемещаться одинаково хорошо как днем, так и ночью.
Характеристика конструкции Ка-137
Фюзеляж вертолета имеет сферическую форму, а схема выполнения соосная. Оперение отсутствует полностью. Два несущих винта составляют несущую систему. Лопасти имеют прямоугольную форму и сделаны из полимерных и естественных композитов. Фюзеляж включает в себя отсеки: редукторный, моторный и для спец-, электрооборудования. Полностью состоит из обшивки и каркаса (балок, пола и шпангоутов).
Главный редуктор, привод генератора с переменным током, трансмиссия, агрегаты управления несущих винтов, два топливных бака и блок оборудования расположены в редукторном отсеке. Мотоотсек изолирован от остальных частей фюзеляжа специальными перегородками пожарного типа. Отсек главного оборудования размещен в центральной части фюзеляжа. Он снабжен радиопрозрачным обтекателем, располагавшимся по оси симметрии. Данное размещение разрешает многие проблемы, связанные с заменой модуля. В дне отсека находятся антенные устройства.
Момент инерции сводится к минимуму, поскольку вертолет Ка-137 имеет сферическую форму фюзеляжа. Для лучшей состыковки с поверхностью земли инженеры сделали четырёхамперное шасси с рессорами для подпружинивания. Опорные узлы крепления расположены в местах, где стыкаются силовые балки и шпангоуты. Для стоек шасси использовали композиционные материалы.
К силовой установке вертолета относится поршневой двухтактный двигатель Hirht2706 R05 мощностью до 50 кВт, который создали на фирме GоblerHirthmotoren. На ОП всех категорий устанавливали германские двигатели. На серийные модели БПЛА, используемые для отечественных нужд, устанавливались двигатели российского производства.
К бортовому оборудованию Ка-137 относится цифровая система автоматического управления, бортовая навигационная спутниковая система, тепловизионная или телевизорная камеры, радиолокатор, специализированые датчики и аппаратура трансмиссии. ЦС автоматического управления обязательно включает в себя определенные элементы искусственного интеллекта. БНСС инерциального типа и способна обеспечить автоматический полет по легкой или сложной траектории. Общий тоннаж устройств – до 80 килограммов.
Ка-137 характеристики:
Двигатель (кол-во, тип, марка) |
1 х ПД Gobler-Hirthmotoren |
Взлетная мощность, л.с. |
65 |
Макс. взлетная масса, кг |
280 |
Нормальная нагрузка, кг |
50 |
Максимальная нагрузка, кг |
80 |
Макс. скорость, км/ч |
175 |
Крейсерская скорость, км/ч |
145 |
Статический потолок, м |
2900 |
Практический потолок, м |
5000 |
Дальность, км |
530 |
Продолжительность, ч |
4 |
Размеры, м |
|
Высота, м |
2,3 |
Диаметр НВ, м |
5,3 |
Колея, база шасси, м |
1,88 |
Вертолет Ка-137. Галерея.