Ка-27, который по кодификации НАТО получил кодовое название «Спираль», − советский многоцелевой вертолет корабельного базирования. Разрабатывался в ОКБ Камова в начале 70-х годов. Его конструктором был поначалу сам основатель бюро Николай Камов, а закончил проектирование С.В. Михеев (по причине смерти Н. И. Камова в 1973 г.).
Первый полет Ка-27, опытный образец которого назывался «252», состоялся 8.08.1973.
На основе прототипа «252» были сделаны две основные модификации: противолодочная Ка-27ПЛ («500») и поисково-спасательная Ка-27ПС («501»).
Предназначение Ка-27 заключается в определении места нахождения и поражении подводных лодок, которые курсируют на глубине до 500 м и скорость которых не превышает 75 км/час. Вертолет способен осуществлять разведку и уничтожение вражеских объектов на расстоянии до 200 км от корабля-авианосца в любое время суток, во время простых и тяжелых метеоусловий и волнении моря до пяти баллов.
Можно координировать действия вертолета в одиночном режиме или командно, взаимодействуя с кораблями и другими вертолетами. Защищенность конструкции делает возможным эксплуатацию летательного аппарата в любой географической широте.
История Ка-27
Прототип вертолета, получивший название «252», был поднят в воздух 8.08.1973.
24.12.1973 – на нем впервые проведен полет по кругу.
Серийный выпуск Ка-27 развернули в 1977 году в г. Кумертау. В силу различных причин и обстоятельств испытания и доработки вертолета длились 9 лет, и на вооружение Ка-27 поставили только в апреле 1981 г.
Первые 5 серийных машин приступили к выполнению боевых заданий на ТАКР «Минск» осенью 1978 года.
В 1979 году был создан полк корабельных вертолетов, базировавшийся на аэродроме «Североморск-2», в состав которого вошел Ка-27. Спустя пару лет их начали базировать на всех авианесущих кораблях проекта 1143.
В нынешнее время Ка-27 дислоцируется на авианосце «Адмирал Кузнецов», где продолжает проводить военную службу. На экспорт вертолет поставлялся в Китай, Индию Югославию, Сирию под названием Ка-28.
Конструкция Ка-27
Вертолет имеет соосную конструкцию несущей системы. Винты вращаются в противоположные стороны. Несущий винт имеет три лопасти, которые изготовлены из стеклопластика и имеют титановые втулки.
Каркас фюзеляжа балочно-стрингерного класса состоит из алюминиевых сплавов. Ради достижения путевой и продольной устойчивости хвостовое оперение разделено на 2 киля. Килевые шайбы оснащены неуправляемыми предкрылками и развернуты к оси фюзеляжа носком.
На вертолете Ка-27 установлено неубирающееся четырехопорное шасси с самоориентирующимися передними колесами, к которым примыкают элементы гидравлической системы. Благодаря ей можно чуть приподнять вертолет для удобного доступа к грузовому отсеку. Конструкция предусматривает установку лыж.
В состав силовой установки входят два турбовальных двигателя ТВ3-117КМ, каждый из которых имеет мощность 2200 л.с., и редуктор ВР-252. Во время полета несущие винты имеют стабилизированную частоту вращений. Запуск двигателей осуществляет вспомогательная силовая установка АИ-9.
Основные источники энергии на вертолете – это два трехфазных генератора переменного тока ГТ40ПЧ8Б, соединенных с редуктором ВР-252. К бортовой сети подключен левый генератор, а правый соединен с ним параллельно. На выходе напряжение тока составляет 200 В.
На вертолете отсутствуют генераторы постоянного тока, а необходимые 28,5 В преобразуются из трехфазных генераторов переменного тока, проходя через выпрямительные устройства ВУ-6Б. В случае отказа генераторов источником энергии на Ка-27 являются 2 никель-кадмиевые батареи 20НКБН-25У3 и 2 полупроводниковых статических преобразователя тока ПТС-800А и ПОС-1000А.
Во время выполнения аварийной посадки на водную поверхность применяют надувные баллонеты, которые по умолчанию сложены в контейнерах по бокам фюзеляжа (плавучесть Ка-27 при выключенных двигателях плохая). Каждый баллонет имеет объем 5,4 м³ и надувается сжатым воздухом от баллонов с пиротехническими кранами.
В состав оборудования входит радиокомпас, автопилот, система передачи данных о разведанной лодке, работающая в полуавтоматическом режиме.
На Ка-27 предусмотрено использовать экипаж из трех человек: пилота, оператора противолодочных систем и штурмана-координатора.
Вооружение Ка-27
Вертолет комплектуется противолодочными торпедами АТ-1МВ, ракетами АПР-23 и свободнопадающими противолодочными авиабомбами ПЛАБ калибром 50 и 250 кг. На правом борту фюзеляжа находится кассетный держатель КД-2-323, к которому подвешиваются морские ориентирные бомбы ОМАБ.
За определение целей и наведение на них огня отвечает поисково-прицельная установка «Осьминог».
В состав бортового комплекса «Осьминог» входят:
- радиолокационная станция, обтекатель в передней части фюзеляжа (выполняет поиск подводных лодок, которые находятся над водной поверхностью), радиомаяки-ответчики;
- опускаемая гидроакустическая станция, которая располагается в хвостовой части фюзеляжа (определяет координаты обнаруженной подводной лодки);
- магнитный обнаружитель;
- радиогидроакустический буй.
Помимо этого оборудования, с вертолета сбрасываются радиотехнические маяки, маркеры и дымогенераторы ОМАБ-Д.
Дальность обнаружения надводной цели в полете на высоте 100-500 м составляет не менее 25 км, при 2-балльном волнении моря и скорости судна 8 узлов – не менее 8 км.
Основные особенности ППС «Осьминог»:
- применение информационно-вычислительной машины (БЦВМ),
- наличие индикатора тактической обстановки;
- возможность взаимного координирования вертолетов в комплексе тактической группы;
- практически полная автоматизация в поиске лодки.
Вертолет Ка-27 оснащен бортовой автоматизированной системой «Привод-СВ-борт», которая в сумме с корабельной аппаратурой и навигационным комплексом предназначалась для выполнения широкого спектра заданий по маневрированию и вертолетовождению (режимы «посадка» и «навигация»).
Модификации Ка-27
-
Ка-252 – первый прототип палубного противолодочного Ка-27.
-
Ка-252ТЛ – телеметрический вертолет корабельного расположения.
-
Ка-27ПЛ – противолодочный палубный вариант.
-
Ка-27ПС – поисково-спасательный вариантвертолета.
-
Ка-27ПСД – поисково-спасательный планер повышенной дальности полета.
-
Ка-27РЭП – тестовый вертолет для проведения радиоэлектронного подавления.
-
Ка-27Е – вертолет, выполняющий радиационную разведку.
-
Ка-27М – модернизированная модификация Ка-27, в состав которой входит радиолокационная командно-тактическая система. В ней выделяют магнитометрическую, акустическую, радиоразведочную системы, бортовую радиолокационную станцию. Радар находится под фюзеляжем и применяется для определения надводных, наземных и воздушных объектов. В 2014 году 4 машины Ка-27ПЛ по заказу ВМФ России начали переделывать под Ка-27М. Серийное производство тоже планировалось запустить с 2014 года.
-
Ка-28 – экспортная модификация Ка-27, которая отличается упрощенным набором оборудования. Нынче на экспорт не поставляется, а направляется на потребности ВВС РФ.
-
Ка-29 – транспортно-боевой вариант. Производство в нынешнее время не налажено.
-
Ка-32 – вертолет гражданской авиации, который эксплуатируется не только российскими авиакомпаниями, но и Канадой, Малайзией, Южной Кореей и Швейцарией.
Ка-27 характеристики:
Модификация | Ка-27 |
Диаметр главного винта, м | 15.90 |
Длина,м | 12.25 |
Высота ,м | 5.40 |
Ширина, м | 3.80 |
Масса, кг пустого | 6100 |
Масса, кг нормальная взлетная | 10600 |
Масса, кг максимальная взлетная | 12000 |
Тип двигателя | 2 ГТД Климов ТВ3-117КМ |
Мощность, л.с. | 2 х 2225 |
Максимальная скорость, км/ч | 291 |
Крейсерская скорость, км/ч | 250 |
Перегоночная дальность, км | 1000 |
Боевая дальность, км | 760 |
Продолжительность полета, ч.мин | 3.30 |
Боевой радиус действия, км | 200 |
Практический потолок, м | 5000 |
Статический потолок, м | 3500 |
Экипаж, чел | 2-3 |
Полезная нагрузка: | 3 оператора или 3 пассажира или 4000 кг груза в кабине или 5000 кг на подвеске |
Боевая нагрузка — 800 кг в отсеке оружия | |
Вооружение: | Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы. |
Возможна установка 2 ПКР или 2 ПУ НУР. |
Вертолет Ка-27. Галерея.