В 1992 году руководство РФ разработало «Программу развития гражданской авиатехники России до 2000 года», согласно которой одним из наиболее приоритетных вертолетов по грузоподъемности должен был стать винтокрыл, имеющий этот параметр в пределах 1-1,3 тонн. На те времена в гражданской авиации возникла острая потребность эксплуатации вертолета, занимающего среднее значение грузоподъемности между Ми-8 и Ми-2.
До этого таким аппаратом можно было назвать Ми-4. На его замену планировали взять советско-польский В-3, однако после распада СССР процесс поставки техники на территорию нашей страны стал проблематичен. Поэтому в начале 90-х годов приняли решение создать совершенно новый отечественный вертолет средней грузоподъемности. Разработку поручили ОКБ им. Миля. Уже в 1992-м Московский вертолетный завод им. Миля предложил свой проект подобной машины, конструкция которой имела большое сходство с Ми-4. Проект назвали Ми-54.
Предназначение Ми-54 заключалось в перевозке пассажиров и грузов в грузовой кабине и снаружи на внешней подвеске. Его можно использовать во время проведения геологоразведочных работ, нефтедобычи, задействовать в спасательных и санитарных операциях, патрулировании, аэрофотосъемке и т.д.
Конструкция
В состав силовой установки входит 2 двигателя Ал-34, производства НПО «Люлька-Сатурн» (г. Рыбинск). Каждый двигатель имеет мощность около 1000 л.с. На вертолет можно установить также канадские двигатели фирмы Pratt-Whitney или турбовинтовые форсированные ТВ-0-100.
Компоновка вертолета Ми-54 создана по классической одновинтовой схеме, имеющей четырехлопастный несущий винт диаметром 13,5 м и четырехлопастный рулевой винт диаметром 2,6 м. Носовую часть фюзеляжа занимают двухместная кабина пилотов с боковой дверью и отсек оборудования. Ближе к центру фюзеляжа размещается грузовая кабина, в которой может разместиться до 12 человек. На бортах кабины располагаются габаритные грузовые люки, которые закрываются сдвижными дверями, топливные баки находятся в полу. За грузовой кабиной в стороне хвоста выделен еще один топливный бак, отсек оборудования, а за ним – багажный отсек.
К особенностям технического облика Ми-54 стоит отнести:
- широкие двери с грузовыми створками, которые создают удобство в погрузочно-разгрузочных операциях и перевозке длинномерного груза;
- сочетание в материале конструкции классических сплавов и композитных материалов;
- совершенную аэродинамическую компоновку рулевого и несущего винтов;
- втулки винтов не требуют смазки;
- наличие системы, поглощающей шум;
- герметичность топливной системы во время аварийной посадки;
- наличие дополнительных энергопоглощающих камер в стойках шасси;
- дополнительную амортизацию кресел пилотов и пассажиров;
- систему кондиционирования воздуха.
Материал фюзеляжа сделан в основном из традиционных алюминиевых сплавов. Композитные материалы применяются в конструкциях несиловых элементов вертолета. Шасси Ми-54 неубирающееся, трехопорное, имеющее опору на переднюю стойку. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. Втулка несущего винта сделана из титана и окружена эластомерными подшипниками. В целом, низкий уровень шума обеспечивает небольшая окружная скорость на концах винтов. Ми-54 имеет гидромеханическую систему управления.
Базовая модель должна быть оснащена следующими системами оборудования:
- пылезащитные устройства двигателей;
- противообледенительная система;
- система обогрева кабин;
- система двойного управления;
- пилотажно-навигационный комплекс для осуществления полетов в условиях ограниченной видимости;
- спутниковая антенна;
- автопилот повышенной функциональности.
Взлетная масса винтокрыла составляла 4-4,5 т, статический потолок для этого аппарата – 2200 м, максимально развиваемая скорость во время полета – 280 км/час. Исходя из летно-технических характеристик, надежности, безопасности и топливной экономичности, Ми-54 превосходит все серийные вертолеты.
Безопасность
Система безопасности вертолета Ми-54 состоит из следующих особенностей:
- амортизирующие стойки шасси;
- безупречная защита топливной системы от протеканий горючего во время аварийной посадки;
- пылезащитные компоненты двигателей;
- противообледенительная система;
- бортовая автоматическая система регуляции и контроля агрегатов вертолета;
- система измерения массы вертолета;
- система аварийного запуска;
- широкий температурный диапазон, подходящий для эксплуатации.
Перспективы
Программа разработки многоцелевого легкого вертолета Ми-54 является одной из наиболее приоритетных в наше время. Ми-54 способен перевозить 13 пассажиров и груз, общей массой до 1500 кг в грузовом отсеке и 1800 кг снаружи фюзеляжа. Вертолет может выполнять не только пассажирские и грузовые перелеты, но и использоваться в качестве корпоративного варианта для выполнения спасательных и медико-санитарных операций, патрулирования прибережных зон, VIP-перевозок и т.д.
На базе Ми-54 планируется создание нескольких военных модификаций с вооружением на борту. Выгода от развития проекта прежде всего заключается в экономичности топливной системы и неплохих показателях маневренности и управляемости во время полета. Вертолет идеально подходит для эксплуатации во всех регионах России из-за широкого диапазона допустимых температур воздуха, а это в свою очередь должно привлечь не только оборонную промышленость, но и отечественные авиакомпании. Много деталей, которые нынче используются в конструкции Ми-54, изготовляется за пределами страны.
Вертолет включили в программу развития гражданской авиатехники, однако на данный момент финансирование проекта заморожено. ОКБ Миля старается вести разработку за собственный счет, при этом не теряя надежды получить государственные инвестиции.
В 2011 году на Петербургском ОАО «Климов» началась разработка перспективного двигателя пятого поколения ВК-800, которым планируется оснастить вертолеты «Ансат» и Ми-54. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор данного объединения Ватагин Александр.
«Мы в большей мере надеемся направить свои двигатели на модернизацию Ми-54, но также огромные надежды возлагаем на «Ансат», − сказал господин Ватагин, разъяснив, что финансирование проекта в полной мере еще не осуществлено и ожидается одобрение со стороны заказчиков. «Чтобы начать полноценное инвестирование, нам необходимо видеть покупателя», − добавил гендиректор ОАО «Климов».
В 2011 году были изготовлены три тестовых образца ВК-800, один из которых начал первый этап опытных испытаний. Первый полет на новом двигателе был совершен в 2012 году.
ВК-800 – это турбовальный двигатель пятого поколения, вырабатывающий мощность в пределах 500−800 л.с., разработан для вертолетов с малой и средней грузоподъемностью в одно- и двухдвигательных модификациях. В перспективе выпуск модернизированного двигателя ВК-800С, который можно будет применять на многоцелевых самолетах грузоподъемностью 1-1,5 тонны.
ОАО «Климов» является дочерней компанией ОАО «Оборонпром». Поэтому шансы на то, что новые двигателя все-таки будут установлены на Ми-54, велики. В компетенцию данного предприятия входят разработка, серийное производство и сервисное обслуживание вертолетных двигателей, а также реактивных истребительских двигателей.
Летно-технические характеристики Ми-54:
-
Тип двигателей: ВК-800В
-
Мощность двигателей: 2х800 л.с.
-
Длина, высота и ширина грузовой кабины: 2,9х2,04х1,4 м
-
Длина, высота и ширина багажного отсека: 1,3х1,5х1 м
-
Диаметр несущего винта: 13,5 м
-
Максимальная взлетная масса: 4500 кг
-
Скорость полета
-
максимальная: 285 км/ч
-
крейсерская: 257 км/ч
-
Статический потолок: 3500 м
-
Динамический потолок:6000 м
-
Дальность полета: 700 км
-
Масса нагрузки
-
максимальная внутри кабины: 1500 кг
-
максимальная на внешней подвеске: 1800 кг
Вертолет Ми-54. Галерея.