Проектирование многоцелевого легкого вертолета Ка-115 началось в 90-х годах на ОАО «Камов», соблюдая задачи «Государственной программы развития гражданской авиации России до 2000 года». Вертолет должен был поступить на смену легким вертолетам Ми-2 и Ка-26.
Конструкция
В основе находится соосная двухвинтовая схема с лыжным шасси и одним газотурбинным двигателем.
Фюзеляж Ка-115 отличается плавными обводами и состоит в основном из композитных материалов, которыми отделаны фонарь, нижняя часть, двери кабины, люки грузового отдела. Кабина вертолета, объем которой составляет 3 куб. м, оборудована сидениями для одного летчика и четырех пассажиров.
В грузовой отсек можно пройти через бортовые люки или хвостовой люк с внешней стороны фюзеляжа. Грузопассажирский вариант Ка-115 способен перевозить в грузовом отсеке грузы общей массой до 700 кг, в том числе длинномерные до 4 м в длину. Для этого нужно сложить легкосъемные сидения пассажиров.
Медицинский вариант способен разместить в кабине одного лежачего пациента на носилках и двух сопровождающих медработников. К электронике вертолета можно подсоединить необходимые реанимирующие медицинские устройства и приборы для оказания неотложной помощи пострадавшему.
Для выполнения поисково-спасательных работ вертолет оснащен лебедкой, которая может поднять на борт сразу двух человек в случае эвакуации.
Десантный вариант Ка-115 может выполнить десантирование 4 человек, применив систему ускоренного спуска.
Вертолет имеет лыжный тип шасси, на котором установлены энергоемкие амортизаторы, колея шасси составляет 2 м.
Хвостовая балка имеет коническую форму и полностью сложена из композиционных материалов, размах горизонтального оперения – 2 м.
Лопасти несущих винтов прямоугольной формы имеют сужающую законцовку. Их компоновка разрабатывалась совместно с ЦАГИ. Удалось достичь оптимальной формы законцовки лопастей, что свело к минимуму переменную нагрузку на винты и вибрации. Концы лопастей имеют окружную скорость до 205 м/с, этого достаточно для синхронной работы силовой установки и винтов, полностью удовлетворяя требования к уровню шума на местности.
В основу конструкции Ка-115 положили базовую модель Ка-50, она сложена в основном из композитных материалов. На вертолет установили газотурбинный двигатель российско-канадской фирмы «Прэтт-Утни». Чтобы оптимизировать технологические, эксплуатационные и эргономические характеристики, был построен макет в натуральную величину. В ЦАГИ провели продувку модели вертолета в аэродинамической трубе, тем самым проверив аэродинамическую компоновку и испытав воздухозаборники с пылезащитным устройством.
Также был проделан весомый объем работ, связанных с обеспечением выживаемости пассажиров и экипажа во время аварийной посадки. Макет Ка-115 представили широкой публике на авиавыставке МАКС-95, которая проходила в Жуковском. Запуск серийного производства планируют начать в С.-Петербурге на Северном заводе.
Ка-115 относится к классу соосных вертолетов. Фюзеляж представляет собой каркас, обшитый композиционными материалами. Несущие винты состоят из трех лопастей и вращаются в разные стороны, крепление лопастей бесшарнирное. Материал лопастей тоже композиционный. На втулках винтов размещаются пластинчатые многослойные торсионы, при помощи которых выполняется крепеж лопастей к корпусу втулки.
В хвостовую балку установили неуправляемый стабилизатор, имеющий две концевые вертикальные шайбы. Вертолет имеет вертикальное стреловидное оперение. В состав силовой установки входит газотурбинный двигатель PW/K-206D, разработанный совместно канадской фирмой «Претт-Уитни» и российской «Климов». Пылезащитное устройство инерционного действия, которым оснащены воздухозаборники двигателя, представлено в модульном исполнении. Двигательный отсек оснащен противопожарной системой.
ГТД комплектуется свободной турбиной с центробежным компрессором и кольцевой камерой сгорания. Скорость вращения исходного вала – 6000 об/мин, габариты двигателя − 1,04х0,5х0,63 м.
Переднюю часть фюзеляжа занимает кабина экипажа, которая имеет обширную площадь остекления. Далее располагается грузовой отсек, объем которого составляет 1,2 куб. м. С каждой стороны кабины находится по две двери, одна из них сдвижная. В грузовой отсек можно проникнуть либо из кабины, либо через задние и боковые люки.
Оборудование вертолета предусматривает его эксплуатацию в условиях недостаточной видимости, благодаря наличию навигационной спутниковой системы, которая тестировалась на Ка-32. В зависимости от места дислокации, на вертолет можно установить противообледенительную систему несущих винтов и систему обогрева кабины.
Можно использовать Ка-115 как:
-
пассажирский вариант (на 4 человек);
-
грузопассажирский (4-5 пассажиров и 700 кг груза);
-
санитарный (1 пострадавший на носилках плюс медсопровождение);
-
патрульный (3-4 десантника со спецоборудованием, оснащен системой быстрого спуска);
-
поисково-спасательный (оснащается лебедкой).
Во время полета двигатель способен вырабатывать мощность 550 л.с. Внутри фюзеляжа можно перевозить груз массой до 700 кг, а на внешней подвеске − до 900 кг.
Ка-115 являет собой вертолет двухвинтовой соосной схемы, на котором установлен один газотурбинный двигатель взлетной мощностью 550 л.с.
В состав оснащения вертолета Ка-115 входит противообледенительная система лопастей, устройство воздухозаборника двигателя, системы вентиляции, кондиционирования и обогрева кабины экипажа. Они способствуют эксплуатации вертолета в широком температурном диапазоне от -45 °С до +50 °С.
В случае отказа двигателя грубая посадка вертолета на землю со скоростью 8 м/с должна смягчиться. Этому способствует полозковая конструкция шасси, аварийно-стойкая конструкция топливной системы и фюзеляжа, установка энергопоглощающих кресел пилота и пассажиров.
Вертолет Ка-115 можно посадить на водную или болотистую поверхность, благодаря наличию в оснастке надувных поплавков, которые придают машине плавучесть и устойчивость в водной среде.
Предполагаемая пассажировместимость у Ка-115 составляет 4-5 человек. Руководит вертолетом один пилот. Максимально снаряжаемая масса – 1950 кг. Топливные баки имеют объем 500 л, дополнительный бак рассчитан на 250 л горючего. Вертолет может развивать скорость до 250 км/час. Статический потолок для этого аппарата составляет 2300 м, динамический – 5200 м. Максимальная дальность полета проектируемого аппарата – 780 км.
Несмотря на хорошие характеристики, на данный момент не выпущено ни единого экземпляра Ка-115, финансирование проекта заморожено.
Ка-115 — проект многоцелевого легкого вертолёта соосной схемы с использованием в конструкции огромного числа композиционных материалов.
Проектирование вертолёта Ка115 в АООТ «Камов» началось в начале 1990-х. Макет вертолёта был показан впервые на выставке МАКС 95 в Жуковском. Вертолёт построили по соосной схеме.
Вертолет Ка-115 фото
Характеристики вертолета Ка-115:
-
Диаметр несущего винта:9,5м
-
Длина фюзеляжа:9,2м
-
Высота с вращающимися винтами:3,6м
-
Нормальный взлётный вес:1850кг
-
Наибольший взлетный вес:1970кг
-
Двигатель:1 ГТД Pratt Whitney/Климов 206K/2
-
Мощность:1 х 355л.с.
-
Количество членов экипажа:1чел.
-
Наибольшее количество пассажиров:до 6 пассажировчел.
-
Скорость на эшелоне:235км/ч
-
Макс. скорость:250км/ч
-
Дальность полёта:780км
-
Практический потолок:5200м
-
Скороподъёмность:690м/мин
Вертолет Ка-115. Галерея.