PZL SM-2 – польский многоцелевой вертолёт, разработанный в 1959 году компанией «PZL-Swidnik».
Фото PZL SM-2
Проектирование вертолёта модели PZL SM-2 велось польскими авиаконструкторами на базе советского вертолёта модели Ми-1, который имеет весьма схожий с данным летательным аппаратом внешний вид и дизайн. Расширенная функциональность модели PZL SM-2 обеспечила вертолёту довольно большую востребованность, в частности, это воздушное судно получило широкое применение как в сфере военной, так и в сфере гражданской авиации.
Первые разработки летательного аппарата PZL SM-2 начались польскими инженерами в 1957 году, и всего лишь за два года, авиаконструкторам удалось функциональное воздушное судно, которое произвело свой первый полёт в 1959 году, а начиная с 1960 года, стало серийно выпускаться.
Производство вертолётов модели PZL SM-2 велось до 1963 года, и за весь цикл выпуска, авиастроителями был построен 91 летательный аппарат, который получил наибольшее распространение в военной сфере, где применялся в качестве патрульного средства, в качестве летательного аппарата для перевозки на своём борту высокопоставленных офицеров, а также для разведки местности.
PZL SM-2 фото
Помимо прочего, вертолёт мог также применяться и в качестве транспортного, либо медицинского воздушного средства, а в ряде случае, и в качестве поисково-спасательного аппарата.
В кабине летательного аппарата может разместиться до 5 человек, включая одного пилота и четырёх пассажиров (военнослужащих), либо же, если вертолёт предполагается эксплуатироваться в качестве транспортного средства предназначенного для перевозки грузов – порядка 620 килограмм полезной нагрузки.
Собственным вооружением вертолёт PZL SM-2 не обладает, и потому не может позиционироваться в качестве боевого летательного аппарата, хотя изначально авиаразработчиками и предполагалась возможность установки на вертолёте пулемёта для борьбы с живой силой противника.
Вертолёт PZL SM-2
Силовая установка летательного аппарата модели PZL SM-2 состоит из одного 7-цилиндрового радиального авиадвигателя марки Lit-3 либо марки Ivchenko AI-26V, который обладает тягой в 575 л.с. Силовая установка марки Ivchenko AI-26V отличается более высокой надёжностью, в то время как сам авиадвигатель позволяет вертолёту разгоняться до крейсерской скорости в 130 кмч., и осуществлять при ней перелёты на дистанциях до 500 километров (перегоночное расстояние).
Вертолёты модели PZL SM-2 до 1981 года находились на вооружении таких стран как:
- Венгрия;
- Польша;
- Румыния;
- Финляндия;
- Чехословакия.
На сегодняшний день во всём мире сохранилось лишь несколько работоспособных экземпляров вертолёта модели PZL SM-2, большая часть из которых составляет экспозиции музеев.
Технические характеристики PZL SM-2.
- Экипаж: 1 человек;
- Вместимость: 4 человека;
- Длина вертолёта: 10,58 м.;
- Высота вертолёта: 3,05 м.;
- Диаметр несущего винта: 9 м.;
- Масса пустого вертолёта: 1050 кг.;
- Максимальный взлётный вес: 1700 кг.;
- Крейсерская скорость: 240 кмч.;
- Максимальная скорость полёта: 260 кмч.;
- Максимальная дальность полёта: 790 км.;
- Максимальная высота полёта: 5200 м.;
- Силовая установка: Ivchenko AI-26V (В зависимости от конфигурации);
- Мощность: 457 л.с.