«Президент РФ Владимир Путин сообщил о принятии новой Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2018–2027 годы.
Что касается авиации, намечено принятие на вооружение новейших истребителей Су-57 (ПАК ФА, известный как Т-50) и МиГ-35, модернизация бомбардировщиков Ту-95МС, Ту-160М и Ту-22М3, а также создание перспективного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА)» (ТАСС).
Вертолетов не видно, наверно, в программных документах по их старости и вспоминать про них неудобно. Но тон вертолетному застою задают сами конструкторы МВЗ. Например, в фильме «Великолепная восьмерка» (к 50-летию Ми-8) ген. конструктор МВЗ А.Г.Самусенко во всеуслышание заявляет, что Ми-8 будет летать еще полвека, так что нет ничего удивительного в том, что про вертолеты перестали вспоминать. К тому же зам. министра обороны Юрий Борисов уже заключил договор на 100 вертолетов Ми-28НМ на 2019 год.
Другое дело ВМФ: «…планируется получить до 2025 года два вертолетоносца, оснащенных новейшими морскими вертолетами Ка-52К «Катран». А где вертолетоносцы, там и «Катраны», тандем — начало которому положил еще в далекие советские времена небольшой Ка-15. Тогда все было по-честному: на вооружение ставили не коррупционера, но ПОБЕДИТЕЛЯ! Право служить на кораблях тогда выиграл Ка-15 у более сильного вертолета Ми-1: компактнее, на нем было безопаснее садиться на корабль при качке, поскольку не мешал хвостовой винт в силу отсутствия такового, а груза перевозил столько же, сколько и Ми-1 с более мощным двигателем. Потом на смену поступили более совершенные и сильные Ка-25, затем и солидный с уникальными возможностями вертолет Ка-27, «который способен обнаруживать, отслеживать и уничтожать подводные лодки, следующих на глубине до 500 м на скоростях до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования до 200 км. При этом делать это вертолет может при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях» («Звезда»).
А вот ему на замену в фирме «Камов» под руководством Генерального конструктора С.В.Михеева строится еще более совершенный и скоростной вертолет:
«Как ранее заявлял начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин, к 2020 году компания «Камов» создаст принципиально новый вертолет для морской авиации России. Сегодня стало известно имя этого вертолета – «Минога».
Главными отличительными особенностями, по выражению консультанта журнала «Ассоциации вертолетной индустрии» Игоря Блинова, «салон будет ближе по размерам к «восьмерке» (вертолет Ми-8, прим. «ЭС»), скорость в «Миноге» поднимут до 320 км в час.» (ВПК.name, 03.12.2015).
Лиха беда – начало и, если я правильно понимаю, то от классического Ми-Х1 менеджеры холдинга наконец-то отказались:
«Первая концепция (Ми-Х1) — вертолет, похожий на американский Piasecki X2 с использованием дополнительного толкающего винта на конце хвостовой балки. Не самое лучшее техническое решение — скорее всего, эта машина не разгонится даже до 450 км/ч, что опять-таки связано с поведением несущего винта. Это уже подтвердили американцы — в этих исследованиях они ушли немного дальше России.
Концепция российского КБ «Камов» соответствует решениям американского Sikorsky — два несущих винта и один толкающий. Там используется технология «наступающей лопасти» — на создание подъемной силы работают левая половина нижнего винта и правая половина верхнего. Это техническая хитрость решает вопрос скорости, но оснащает вертолет очень сложной системой управления лопастями», — подчеркивает эксперт(Гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский. News.rambler).
Полагаю, что прозрение в головах «эффективных менеджеров» и конструкторов МВЗ наступило не от совести, а от того, что согласно контракта с Минобороны («Вертолёты России»), они в ноябре м-це этого года обязаны показать уже реальный облик высокоскоростного вертолета, создаваемого для ВВС с последующей его реализацией.
Понятно, что высокоскоростное очковтирательство с Ми-Х1 в этом случае по отношению к ВВС не пройдет, т.к. министр обороны С.К. Шойгу за халтуру наказывает и не слабо! А летчики ВВС в курсе, что американскому «Piasecki X2» годочков побòле, нежели нашему Ми-38, но результат «копеечный»: его реальная максимальная скорость на сегодня равна 400км/ч. Это тоже хорошая скорость, но далека от блефуемой конструкторами МВЗ для Ми-Х1 в 520к/ч., которой они сумели сдержать реальные высокоскоростные проекты Ка-92 и Ка-102 аж на 10 лет. Но «лучше поздно, чем никогда»! Так что, судя по заявлению А.Богинского, проект Ка-92 дорогу в жизнь пробил!
А вот работа ген. конструкторов МВЗ повязла в давно изжившей себя классической схеме и, по моему разумению, они сегодня у «разбитого корыта», потому что вертолет любой другой схемы для них — проблема, а одновинтовую без хвостового винта они в свое время «подарили» Еврокоптеру, которые, не теряя времени, построили по этой схеме демонстратор Х3, достигнув на нем рекордной скорости в 472к/ч.
А милевцы продолжали «совершенствовать» старикашку Ми-24, солидно назвав его: «Летающая платформа» и поверив себе, что летом 2016 года на нем достигнут скорости в 450км/ч.
Увы — очередной блеф! А в это время «Европейский вертолетный холдинг Airbus Helicopters представил проект перспективного скоростного винтокрылого летательного аппарата RACER (Rapid and Cost-Effective Rotorcraft, быстрый и экономически выгодный винтокрыл. 27июня 2017г.)
7 апреля 2016 на портале «Авиа Про» была напечатана статья «Возможна ли замена вертолетов из прошлого века?», где я чуть шире описал предлагаемую схему одновинтового вертолета без хвостового винта:
«Отсутствие хвостовой и концевой балок после классической схемы значительно облегчит конструкцию, что увеличит энерговооруженность и полезную загрузку винтокрыла. Итак, вместо хвостового винта на правом крыле установить редуктор с реверсивным винтом (пропеллером) мощностью, равной максимально расходуемой мощности хв. винтом, т.е. до 15%. На левое крыло установить ТВД с тянущим винтом (пропеллером) мощностью вдвое большей, т.е. до 30% . Фюзеляж самолетного типа с хвостовым оперением» (Avia.pro).
От милевских конструкторов, как и следовало ожидать, – никаких эмоций, а вот «Еврокоптер» долго ждать себя не заставил:
«Май 20, 2016, 9: 39 PM Airbus просто запатентовал то, что может стать самым быстрым вертолетом в мире»
«В отличие от прототипа X3, пропеллеры запатентованных вертолетов установлены за крыльями, а не спереди. Согласно патенту, это помогает уменьшить шум и вибрации пока улучшающие безопасность подъема и пассажира. Авторы патентов указывают, что дальнейшая разработка проекта будет включать турбореактивные двигатели. Это означает, что запатентованный вертолет, скорее всего, будет значительно быстрее, чем рекордныйX3.Этот новый патент также может быть новейшей разработкой низкого воздействия быстрый и эффективный Ротор-ремесло, или LifeRCraft, к которым Аэробус вертолеты намекнул в 2014 году. Этот проект также основан на концепции X3. «Эрбас запатентовал концепт вертолета с «как минимум одним подьемным двигателем и несущим ротором, как минимум одной парой крыльев, как минимум парой двигателей горизонтальной тяги, по одному справа и слева» («Бизнес Инсайдер»).
Если «Эрбас» на этой схеме выдает скоростные рекорды, то мне в первую очередь хотелось видеть бòльшую экономическую отдачу по сравнению с классической: за счет избавления от тяжелых хвостовой и концевой балок вес конструкции вертолета будет намного меньше в пользу полезной загрузки, а за счет крыльевых винтов крейсерская скорость увеличится минимум до 320км/час, что положительно скажется на дальности полета, при этом лопасти несущего винта – серийные от Ми-8, как и главный редуктор, что обещает дешевизну проекта.
Но самое интересное, что эта «Схема вертолета Б.И.Юрьева, запатентованная в 1910 году. Патентная формула гласила: «Одновинтовой геликоптер, отличающийся тем, что момент вращения, Произведенный подъемным винтом, уничтожается моментом сил двух малых винтов, действующих на концах некоторого плеча, перпендикулярного к оси большого винта». (Юрьев Борис Николаевич, создатель первого в мире одноосного вертолета).
И воплощена в жизнь в России ещё во времена «царя Гороха»: Russian Aviation Museum Bratuhin 11-EA 1936.
Экспериментальный винтокрыл ЦАГИ 11-ЭА.
- Разработчик: ЦАГИ, И.П.Братухин
- Страна: СССР
- Первый полет: 1940 г.
Не сомневаюсь, что со временем такой винтокрыл к нам вернется, а сегодня имеем на замену восьмерке перспективный соосный Ка-32-10АГ и,вопреки стараниям лоббистов западной техники, в эксплуатации этот вертолет рано или поздно будет, потому что его преимущества над «Ми» очевидны:
У Ми-171А2 максимальаня скорость полёта составляет 280 кмч., а у Ка-32-10АГ эта скорость будет крейсерской.
Ка-32-10АГ на внешней подвеске может перевозить до 7т. груза, в то время как Ми-171А2 с этими же двигателями – только до 5т, не говоря уже о безопасности полета: если боковой порывистый ветер способен завалить Ми-8 на бок, то соосному вертолету такой ветер с любой стороны – не помеха.
Не видеть явного превосходства вертолета Ка-32-10АГ над Ми-8 может только или слепой, или недруг России!
А в этом году наши боевые вертолетчики получат:
- 6* ударных вертолётов Ка-52;
- 30* многоцелевых вертолётов Ми-8 разных модификаций;
- 20-24 ударных вертолёта Ми-28Н, Ми-28УБ и Ми-35М;
- 1* многоцелевой вертолёт Ми-38Т».
*(Ресурс Новости России)
А какими вертолетами нашу Армию следовало бы вооружить в этом году:
- 6* ударных вертолётов Ка-52;
- 30* многоцелевых вертолётов Ка-32-10АГ разных модификаций;
- 20-24 ударных вертолёта Ка-50 «Черная акула».
По началу сторонники Ми-28 бравировали тем, что Ми-28 по сравнению с Ка-50 очень дешевый, а для «нищей» России — это главный аргумент в пользу вертолета Ми-28. Сегодня цены сравнялись, но продолжается вооружение нашей Армии этими посредственными и ненадежными вертолетами на радость американцам, вместо выдающихся ударных «Черных акул». Повод одноместности Ка-50 для его снятия с вооружения с заменой на Ми-28 точно такой же «убедительный», как американские «доказательства» химатаки в Думе с последующей ракетной атакой по Сирии!
Виталий Беляев специально для Avia.pro