Ка-25, который по кодификации НАТО получил название «Гормон», − противолодочный советский вертолет корабельного размещения.
Это первый в истории советского вертолетостроения противолодочный вертолет и первая боевая вертолетная единица. В начале предполагалось его конструировать исключительно под военное применение (сухопутный ударный Ми-24 появился позже, в 1969 году).
Сконструировали Ка-25 в ОКБ им. Камова, главным конструктором был основатель бюро Николай Камов. Производство аппарата началось в 1965 году, на вооружение Ка-25 поставили в 1971 г.
Позже на его базе был выпущен ряд модификаций для различных областей применения.
Производство Ка-25 было налажено на авиазаводе № 99, где в период с 1965 по 1973 год выпустили 460 экземпляров в 18 модификациях.
Конструкция Ка-25
Ка-25 представляет собой вертолет с соосным размещением несущих винтов. В составе силовой установки находятся два двигателя. Вертикальное оперение вертолета хорошо развито.
Фюзеляж этой модели выполнен из дюралюминиевого сплава толщиной 0,8 мм. Условно его можно разделить на две функциональные части. В передней части находится продольный силовой набор, который состоит из четырех силовых балок и двух лонжеронов. К поперечному силовому набору относятся 18 шпангоутов (семь из них – силовые). Хвостовая балка сложена восемью шпангоутами и двумя лонжеронами. На шпангоуты прикрепляются 18 стрингеров. Обшивка хвостовой балки составляет 3 мм. Окна кабины произведены из оргстекла (толщина – 3 мм) и оснащены стеклоочистителями. На вертолете также установлена противообледенительная система, принцип действия которой заключается в применении спиртосодержащих растворов на поверхности, которая может покрыться льдом.
В состав силовой установки Ка-25 входят два газотурбинных двигателя ГТД-3Ф, вырабатывающих суммарную мощность 900 л.с., которые делали на Омском моторостроительном КБ. Чуть позже выявилось, что мощности этих двигателей недостаточно для выполнения некоторых боевых задач. Начиная с 1972 года, вертолет стали комплектовать двигателями ГТД-3м (1000 л.с.). Располагаются данные двигатели вместе с масло- и гидросистемами, редуктором, другими элементами силовой установки в верхней зоне фюзеляжа в съемной мотогондоле.
К оборудованию топливной системы Ка-25 относится 8 мягких топливных баков, которые располагаются внизу фюзеляжа, под полом кабины; различного назначения топливные насосы. Дополнить емкости топлива на 200 л для увеличения дальности полета можно за счет двух съемных дополнительных баков, которые крепятся с двух боков фюзеляжа. Модификация Ка-25Ц имеет увеличенную емкость топливных баков из-за меньших размеров бомбоотсека. В баки противолодочной модификации вертолета Ка-25ПЛ помещается 1105 кг керосина, а в Ка-25Ц – 1705 кг.
Трансмиссия представлена планетарным четырехступенчатым редуктором РВ -3Ф, расположенным вместе с двигателями в гондоле верхней части фюзеляжа. Предназначение редуктора заключается в отборе мощности из валов турбин и их сложении в сумме.
Несущая система Ка-25 – это два трехлопастных винта, каждый из которых имеет диаметр лопастей 15,74 м. Размещение винтов соосное: верхний винт вращается по часовой стрелке, а нижний – против. Длина лопастей – 7,085 м, хорда – 0,37 м. Каждая лопасть состоит из дюралевого пустотелого лонжерона, на заднюю кромку которого прикреплен профиль из 19 хвостовых секций. Спереди кромки лопастей проклеены резиной.
В состав оборудования несущей системы входят компоненты противообледенительного комплекса, сигнализирующая пневматическая установка, которая срабатывает в случае возникновения трещин в элементах лопастей, балансировочные и противофлаттерные грузы. Контурные огни находятся на концах лопастей верхнего винта. Регулировка угла наклона лопастей осуществляется за счет нижнего и верхнего автоматов перекоса. Сэкономить место в ангарах и на палубе корабля можно путем сложения лопастей под углом 22° в горизонтальном положении вручную или применив электрическую систему складывания лопастей.
Противодействие обледенению лопастей осуществляется за счет противообледенительной системы. Воздухозаборники обдувают двигатели теплым воздухом.
На модификации Ка-25Ц за отклонение в плоскости рулей поворота, управление расположением лопастей несущих винтов и выпуск шасси отвечает гидравлическая система. В ее состав входят две независимые системы: основная АРС-10Б и аварийная АСП 10-В. Они установлены в едином блоке, который объединяет все установки и агрегаты в одно целое.
Шасси вертолета не убирается во время полета (кроме Ка-25Ц). Передние колеса самоориентирующиеся, основные опоры заканчиваются тормозными колесами. Колея задних и передних колес составляет 3,5 м и 1,41 м соответственно. База шасси составляет 3,02 м. Ширина и диаметр колес – 60 х 18 см и 40 х 15 см соответственно.
Главным техническим заданием во время разработки Ка-25 было осуществление проведения посадки на палубу корабля во время боковых и килевых качек 10° и 3° и при скорости ветра 18 м/с.
Чтобы обеспечить безопасную посадку в таких условиях, пришлось основные опоры шасси разнести в стороны и сместить назад, дабы устранить вероятность опрокидывания вертолета на хвост.
Во время передвижения на площадке морского судна может возникать сильное раскачивание. Для его нивелирования на вертолете выполнен крепеж основных стоек к фюзеляжу за счет подвижных ферм. Это создает подвижность шасси в горизонтальном направлении.
Вертикальные колебания во время посадки на корабельную площадку, которые могут достигать 2 м/с, гасятся за счет амортизационных стоек главных опор. Они представляют собой последовательное соединение двух амортизаторов: низкого и высокого давления. Колебания, которые возникают от ударов о палубу, берет на себя амортизатор высокого давления. Второй отвечает за поглощение колебаний класса «земной резонанс» на посадке и взлете.
Осуществить безопасную посадку на воду помогают вмонтированные в стойки шасси многосекционные баллонеты, которые заполняются сжатым воздухом из баллонов за шесть секунд. Особенность такого заполнения заключается в том, что воздух, который проходит через эжекторы, засасывает забортный воздух. Доля забортного воздуха в баллонетах составляет 60 %. Работа системы не автоматизирована и зависит от оборотов двигателя. Но, несмотря на это, ее вес составляет 260 кг, что значительно увеличивает аэродинамическое сопротивление. Из-за большой увесистости и слабой эффективности во время выполнения жесткой посадки ее решили демонтировать из конструкции в 70-х годах.
В состав электросистемы входит генератор переменного тока СГС-40У (40 кВт), который вырабатывает ток напряжением 208 В. Аварийная ситуация предусматривает задействование преобразователя ПТ1000ЦС (1000 Вт) с напряжением тока на выходе 36 В. Данное оборудование работает на тактовой частоте 400 Гц. Постоянный ток в электроснабжение поступает от пары стартер-генераторов СТГ 6-М, выдающих напряжение 28,5 В и пары аккумуляторных батарей 15-СЦС-45А.
Ка-25 характеристики:
Модификация | Ка-25 |
Диаметр главного винта, м | 15.74 |
Длина,м | 9.75 |
Высота ,м | 5.37 |
Масса, кг пустого | 4765 |
Масса, кг нормальная взлетная | 7200 |
Масса, кг максимальная взлетная | 7500 |
Тип двигателя | 2 ГТД Марс ГТД-3Ф (ГТД-3БМ) |
Мощность, кВт | 2 х 671 (738) |
Максимальная скорость, км/ч | 220 |
Крейсерская скорость, км/ч | 195 |
Практическая дальность, км | 650 |
Дальность действия, км | 400 |
Практический потолок, м | 4000 |
Статический потолок, м | 600 |
Экипаж, чел | 2 пилота + 2-3 оператора |
Полезная нагрузка: | до 12 пассажиров или 1300 кг груза |
Вооружение: | Боевая нагрузка — 2000 кг в отсеке вооружения максимально, нормально — 650 кг. |
Типовая нагрузка — 2 противолодочные торпеды и/или глубинные бомбы |
Вертолет Ка-25. Фото. История. Характеристики.